О сети детского общественного экологического мониторинга

20 образовательных учреждений Олекминского района станут участниками сети детского общественного экологического мониторинга. ⠀ 

21 марта 2024 года, в рамках пребывания делегации Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в Олекминском районе, в Центре творческого развития и гуманитарного образования школьников в режиме круглого стола состоялась презентация инициативного проекта Центра по созданию в Олекминском районе сети детского общественного экологического мониторинга.⠀ 

На презентацию проекта были приглашены и присутствовали: 

Сафонов Лука Николаевич, заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия); 

Кузнецов Николай Владимирович, первый заместитель главы МР «Олекминский район» РС(Я) 

Федоров Светлан Петрович, главный специалист Департамента по управлению делами, экологическому просвещению и особо охраняемым природным территориям Минэкологии РС(Я); 

Парфенова Анастасия Андреевна, ведущий специалист Департамента охраны защиты и воспроизводства лесов Минэкологии РС(Я); 

Васильева Виктория Викторовна, главный специалист Департамента экологической безопасности и правовой экспертизы Минэкологии РС(Я) 

Рожков Юрий Филиппович, зам. директора по научной работе ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский», кандидат химических наук; 

Габышева Людмила Михайловна, старший госинспектор по охране окружающей природной среды ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский»; 

Тирский Дмитрий Иннокентьевич, старший научный сотрудник ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский», кандидат биологических наук; 

Габышев Виктор Александрович, главный научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны-обособленного подразделения ФГБУН ФИЦ ЯНЦСО РАН, доктор биологических наук; 

Юргин Игорь Константинович, старший госинспектор ГБУ РС(Я) «Дирекция биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков»; 

Киселев Павел Павлович, лесничий Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Олекминское лесничество»; 

Захарова Олеся Леонидовна, начальник отдела воспитания и дополнительного образования МКУ «Управление образования Олекминского района» РС(Я); 

Горохова Дария Евгеньевна, ведущий специалист отдела информационных технологий МКУ «Управление образования Олекминского района» РС(Я) 

Узорова Юлия Александровна, заместитель директора по учебной работе МБОУ «СОШ №4», г. Олекминска; 

Елдошева Надежда Егоровна, учитель географии МКОУ «Заречная ООШ»; 

Лазарева Вилена Ильинична, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Районная гимназия «Эврика»;

 ▫Фаст Елена Виленовна, шеф-редактор Олекминского филиала «Чароит» ГБУ НВК «Саха».

Проект - концепцию и структуру сети детского общественного экологического мониторинга, цели, задачи, этапы и алгоритм реализации, ожидаемые результаты - представила директор учреждения, кандидат биологических наук Рожкова Ольга Юрьевна

В настоящее время повышение уровня экологического образования и экологической культуры детей и подростков, воспитание в юных гражданах ответственного отношения к природной среде, стимулирование населения и общественных организаций к участию в природоохранной деятельности рассматриваются как один из факторов национальной безопасности.Инструментом действенного практико-ориентированного экологического и природоохранного образования может служить экологический мониторинг окружающей природной среды силами обучающихся и педагогов в местах их проживания.⠀ 

Детский экологический мониторинг можно рассматривать, как часть системы экологического образования, обеспечивающую формирование экологических знаний, умений, навыков, мировоззрения на основе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности.Центром творческого развития и гуманитарного образования школьников накоплен позитивный опыт организации природоохранных проектов и акций на муниципальном и республиканском уровнях, проведения экологических исследований, сетевых исследовательских проектов естественнонаучной направленности. Этот опыт и лег в основу разработки системы детского экологического мониторинга. 

 Участниками сети детского экологического мониторинга могут быть воспитанники дошкольных образовательных учреждений, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования от 6 до 18 лет, педагоги образовательных учреждений, родительская общественность, специалисты в статусе наставников из природоохранных структур и научных организаций, бизнес-компаний, члены детских и молодежных общественных природоохранных организаций и движений. 

 На базе образовательных учреждений, подавших заявку на участие в проекте, предполагается создать стационарные площадки экологического мониторинга, на которых ребята будут проводить свои наблюдения и исследования по единым методикам и в одни и те же сроки. А это значит, что результаты детских исследований будут сравнимы, и их можно будет использовать для оценки состояния окружающей среды своей местности. 



 Презентация проекта собрала профессионалов в области охраны природы, заповедной науки, дополнительного и школьного образования.На сегодняшний день к созданию сети детского общественного мониторинга подключилось 20 образовательных учреждений, расположенных в разных частях нашего района. 

 Елдошева Надежда Егоровна, учитель географии МКОУ «Заречная ООШ»: «Наша школа с большими надеждами подключается к этому проекту. Мы планируем создать экологическую тропу, на базе которой будем вести фенологический мониторинг и, конечно, будем участвовать в климатическом мониторинге». 

 Узорова Юлия Александровна, заместитель директора по учебной работе МБОУ «СОШ №4» г. Олекминска: « Наши педагоги имеют опыт сотрудничества с ЦТРиГОШ по организации фенологического мониторинга на школьных площадках и ведения гидрологических наблюдений. Мы в школе уже определили, кто из учащихся войдет в группу ребят, которые будут участвовать в программе детского экологического мониторинга». 

 Габышева Людмила Михайловна, старший госинспектор по охране окружающей природной среды ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский»:«Олекминский заповедник и Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников связывает многолетние партнерство по экологическому образованию детей. Предложенный проект актуален, он нужен для Олекминского района». 

 Федоров Светлан Петрович, главный специалист Департамента по управлению делами, экологическому просвещению и особо охраняемым природным территориям Минэкологии РС(Я), обратил внимание, что потенциальные площадки детского экологического мониторинга будут расположены в бассейнах разных рек района, можно вести мониторинг состояния водных объектов. 

 Доктор биологических наук, гидробиолог Габышев Виктор Александрович, подчеркнул, что научные институты заинтересованы в молодых кадрах, имеющих опыт исследований со школьной скамьи. Ребята, участвующие в мониторинговых исследованиях, такой опыт приобретают. 

 Подводя итоги работы круглого стола, заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Лука Николаевич Софонов отметил важность создания сети детского общественного мониторинга для природоохранного образования, научный подход и продуманность структуры этой сети, подчеркнул заинтересованность министерства в реализации таких проектов. 

 Реализация проекта позволит объединить усилия детей и подростков, педагогического и научного сообщества, специалистов природоохранных служб в решении проблем охраны окружающей среды, создаст условия для развития проектной и исследовательской деятельности ребят, увеличение доступности дополнительного образования и охвата обучающихся программамиестественнонаучной и природоохранной направленности, будет способствовать развитию в районе общественных детских экологических движений, таких как «Юные натуралисты», «Эколята», «Молодые защитники природы», «Зеленые пионеры» и внесет свой вклад в совершенствование государственной политики в области экологического воспитания подрастающего поколения, как необходимого условия обеспечения экологической безопасности России.


#ДетскийЭкологическийМониторинг #ДЭМЦТРиГОШ

#ЦТРиГОШ #ЮныеЯкутяне #РРЦЮЯ #МАНРСЯ

Плоды летнего труда: от исследований к победам!

Зима - время представления результатов летних исследований. Это время года богато на события для исследователей: в разных городах страны проходят научно-практические конференции, конкурсы, выставки. Поле для предъявления общественности результатов своей исследовательской деятельности обширно. И участники проекта "Научное лето онлайн" делятся с нами радостными новостями о своих победах.  

Сивцева Екатерина Николаевна, руководитель команды исследователей "Альтаир", Саха гимназия, Якутск сообщает:

"В МАОУ СОШ с. Красный Ключ Республики Башкортостан 15 декабря 2023 г. проходила  Vl Всероссийская НПК " Я познаю мир", она проводилась в рамках программы ООН "Образование 2030" и была посвящена Году педагога и наставника в Российской Федерации. 

В конференции принимали участие юные исследователи сетевого исследовательского проекта "Научное лето онлайн 2023", Ассоциированных школ ЮНЕСКО, клубов ЮНЕСКО РФ. По итогам данной НПК стали известны дипломанты и номинанты: 

 ✅🌎Секция " Географическое краеведение" номинация "За авторский вклад в раскрытии темы" Сидорова Айыына Андрианова, ученица 3 класса МОБУ Саха гимназии г. Якутска (рук. Сивцева Екатерина Николаевна, Рожкова Ольга Юрьевна) 

 ✅🍀 Секция Биология,  номинация "За эрудицию и творческий подход"Сидорова Кристина Андриановна, ученица 10 класса МАОУ СОШ 39 города Якутска (рук. Сивцева Екатерина Николаевна, Васильева Валентина Тихоновна);  номинация "За авторский вклад в раскрытии темы"Пестерева Милена Михайловна, ученица 11 б класса МОБУ Саха гимназии г. Якутска (рук. Сивцева Екатерина Николаевна) 

 ✅🌿Секция "Окружающий мир" диплом 3 степениПестерев Айтал, 7 а класс МОБУ Саха гимназии г. Якутска (рук. Сивцева Екатерина Николаевна) 

 ✅✍🏻 Секция Финансовая грамотность. Диплом 2 степени Сидоров Герман Евгеньевич, ученик 6 а класса МОБУ Саха гимназии г. Якутска (рук. Сивцева Екатерина Николаевна, Павлова Сахаяна Афанасьевна).


9 - 10 января 2024 г. состоялась XXVIII Республиканская конференция-конкурс молодых исследователей имени В.П. Ларионова «Инникигэ хардыы – Professor V.P. Larionov «A Step into the Future» Science Fair». 

Результатами делятся и руководители ребят и их родители:

"Здравствуйте. Я - мама Максимовой Юлианы, ученицы 5 класса МБОУ «Магарасская СОШ им. Л.Н.Харитонова» МР «Горный улус». Юлиана занимается в проекте «Научное лето - онлайн» по направлению «лекарственные растения» со 2-го класса и с самого начала проекта. И в этом году, наконец, была возможность участвовать в Республиканской НПК «Шаг в будущее». Юлиана успешно прошла муниципальный и республиканский этапы и в итоге стала дипломантом 2 степени и получила рекомендацию на участие во Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науке». И этот успех, несомненно, связан с проектом🥳👏Выражаем огромную благодарность проекту, Ольге Юрьевне Рожковой💐👏 И отдельное спасибо нашим руководителям Елене Ивановне Троевой и Сахае Николаевне Андреевой за отзывчивость и готовность помочь в любое время💐💐💐Без вашей помощи этого успеха бы не было🥰Желаем успехов, процветания и благополучия всем руководителям проекта «Научное лето - онлайн»😍👏👏👏"

Надежда Олеговна Алаганчакова, с.Себян-Кюель:

"Алаганчакова Эльвира 8 кл МБОУ "Себян-Кюельская НЭСОШ имени П. А. Ламутского" получила диплом 3 степени в секции "География" с темой «Роль погодных условий в производственной практике оленеводов и в жизни населения села Себян-Кюель Кобяйского района» в Республиканской научной конференции - конкурсе молодых исследователей имени академика В.П.Ларионова "Инникигэ хардыы" - «A step into the Future Science Fair», рекомендацию к участию в Региональном этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы" и Грамоту победителя конкурса «Общественный выбор" от Общественного Совета при Министерстве Образования и науки РС(Я) и ещё Благодарственное письмо от Ассоциации КМНС РС(Я). Лично от Лалины пересылаю большую благодарность любимому "Научному лету" и всем её научным руководителям Черосову М.М., Троевой Е.И., Колесову С.Д., Петровой А.Н. за первые шаги в науку, за интересные лекции и бесценные советы в течение четырех сезонов!🌿🪻🦣🦌⛈ "




Участники проекта "Научное лето онлайн" успешно представляют свои исследования на разных площадках и, конечно,  Республиканская конференция "Шаг в будущее" - это важный этап для юных исследователей. Мы можем порадоваться их результатам в этом году:


Маматкулова Кюннэй, 10 класс, Майинская СОШ им.В.П. Ларионова, лауреат конференции.

Дипломанты 1 степени: 

1. Канаева Елизавета - 9 кл. Чычымахская СОШ 

2. Слепцова Сандаара, 11 кл. МБОУ Крест-Хальджайская СОШ 

3. Ефимов Герман, 10 класс, МБОУ Октемская СОШ им. П.И.Шадрина

4. Исаева Дайана, 9 класс, Городская классическая гимназия , г.Якутск 

5. Новикова Алена, 11 класс,  Амгинский лицей 

6. Чаприна Нарыйа, 11 класс, Амгинский лицей 

7. Зырянов Сарыал, 11 кл., МБОУ «Едейская СОШ им.З.П.Саввина», с. Ымыяхтах, Намский район 

8. Ефимов Герман Октемская СОШ им. П.И. Шадрина, рекомендован на Балтийский научный конкурс 

9. Заморщикова Юлия, Ойская СОШ им. А.В. Дмитриева с УИОП, рекомендована на Международный форум научной молодежи «Шаг в будущее»  

10. Пестерева Милена, 11 класс, Саха гимназия, Якутск 

11. Алаганчакова Лалина, 8 кл МБОУ "Себян-Кюельская НЭСОШ имени П. А. Ламутского", рекомендация на конкурс "Наука, творчество, духовность" 


Дипломанты 2 степени: 

1. Давыдова Евгения Викторовна, МБОУ «Амгинский лицей им. Л.В. Киренского», 9 класс. Тема «Региональные особенности облачности» 

2. Бариева Алла Ринатовна, МБОУ «Петропавловская СОШ», 7 класс. Тема «Погода и климат ресурсного резервата республиканского значения «Чабда».  Работа рекомендована на региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». 

3. Пахомова Анита, 9 кл. Амгинский лицей 

4. Адамова Айлана, 9 кл, РЛИ, г. Якутск 

5. Максимова Юлиана, 5 кл. Магарасской СОШ Горный район 

6. Сивцева Вероника, 9 класс, МБУ ДО «ЦТРиГОШ» МР «Олекмнский район» РС (Я), МБОУ «РГ «Эврика» тема исследования «Фенология растений городского парка»


Дипломанты 3 степени: 

1. Охлопкова Диана Николаевна, МБОУ «Майинский лицей им. И.Г. Тимофеева», 6 класс. Тема «Метеорологические наблюдения погоды села Майя в домашних условиях», 

2. Алаганчакова Эльвира Васильевна, МБОУ «Себян-Кюельская национальная эвенская СОШ им. П.А. Ламутского», 8 класс, работа рекомендована на региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». 

3. Ноев Эрхаан, 7 класс, Саха гимназия, Якутск 

4.Унарова Амеилита, 11 класс, МБОО "Чычымахская средняя общеобразовательная школа им.С.Р.Кулачикова-Эллэй", Таттинский район, 

5. Владимир Тегюрюков, 7 класс, МБОУ «Крест-Хальджайская СОШ им.Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова» 

6. Никитин Никита, 4 класс, МБУ ДО "Эльгяйский региональный музейно-экологический центр имени Б.Н.Андреева", Сунтарский район 

7. Сидоров Герман, 6 класс, Саха гимназия, Якутск 

8. Гермогенова Аэлита,  6 класс МБОУ "1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина" Олекминского района РС (Я), МБУ О «ЦТРИГОШ» МР «Олекминский район» РС (Я) тема исследования «Характеристика морфометрических параметров красоднева желтого в окрестностях с.1-Нерюктяйинск Олекминского района»,

9. Соколова Нарыйана Афанасьевна, 9 класс МБОУ "1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина" Олекминского района РС (Я), МБУДО «ЦТРиГОШ» МР «Олекминский район» тема исследования «Характеристика видового состава дереворазрушающих грибов в окрестностях 1-Нерюктяйинского наслега Олекминского района».



От души поздравляем ребят, педагогов-руководителей, наставников-ученых, родителей с победой! 

Пусть эти, пока небольшие, шаги в науку станут началом дороги к дальнейшим успехам, к новым открытиям, к будущему выбору дела в жизни. Ждем всех в новом сезоне проекта "Научное лето онлайн"!


СВФУ приглашает принять участие в научно-практической конференции "Макаровские чтения"


15 февраля 2024 года в Главном учебном корпусе СВФУ состоится научно-практическая конференция «Макаровские чтения» в честь 100-летия Макарова Афанасия Акимовича - выдающегося исследователя лекарственных растений Якутии, педагога, организатора высшего естественного образования в Якутском государственном университете (ныне Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова).

Программа конференции:

Регистрация - 14.00 

Пленарное заседание. 14.30-15.00 

Открытие. Приветственное слово:  

1.  Николаев Анатолий Николаевич, доктор биологических наук, ректор СВФУ, 

 2.  Колодезников Валерий Егорович., к.б.н., доцент, директор Института естественных наук, 

 3.  Макаров Георгий Афанасьевич, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера, сын А.А.Макарова. 

4.  Научный доклад - Исаев Александр Петрович, доктор биологических наук, зав. лабораторией мерзлотного лесоведения ИБПК СО РАН.  

Работа секций 15.00-17.00 

Секция 1. Научные и прикладные исследования растений Якутии. Модератор д.б.н. Исаев Александр Петрович

Секция 2. Лекарственные растения в проектах юных. Модератор к.б.н. Гоголева Парасковья Алексеевна. 


5. Принятие резолюции. 17.00-17.15

6. Общее фотографирование 


Организационный комитет конференции: 

 Председатель: Колодезников В.Е., директор ИЕН 

 Члены оргкомитета: Гоголева П.А., Исаев А.П., Кардашевская В.Е., Ефимова М.И. 

Место и дата проведения: г. Якутск, 15 февраля 2024 года, 

Главный учебный корпус СВФУ, ул. Кулаковского, 42. 2 этаж. 240 каб. 

Пространство «Синергия», Зал Научной библиотеки 


Тезисы докладов (3-5 стр.) необходимо высылать до 12 февраля 2024 г. на почту sedum@mail.ru Гоголевой Парасковье Алексеевне. 

Требования к оформлению докладов и статей и полную программу конференции можно скачать здесь

Зимние зарисовки....

Добрый день, друзья! 

Новый год набирает обороты, время бежит и все более отдаляет от нас летний сезон, оставляя только напоминания о нем - фотографии, да собранные материалы. Кто-то уже полностью погрузился в новую реальность, а кто-то не желает расставаться и с прошедшим летом и друг с другом и с нашим проектом! Группы то и дело пополняются новыми сообщениями: одни продолжают отслеживать изменения в природе и обмениваться уже новыми фотографиями, другие перебирают в памяти былые интересные события и открытия и делятся с участниками проекта, третьи перебирают листы летнего гербария, уточняя нужные сведения у своих руководителей. 

Научное лето крепко нас всех связало :) И это очень радует.

Радуют также результаты участников проекта - их победы и участие в различных научно-практических конференциях и мероприятиях (но об этом отдельный пост).

Радует и то, что ребята и их руководители продолжают наблюдения по некоторым направлениям (там, где это возможно в холодное время года).

Вот мы и хотим поделиться со всеми вами этими наблюдениями.

В группе "Погода и климат" очень много красивых фотографий - наблюдений за небом, облаками, атмосферными явлениями. Некоторые (полюбуйтесь, какая красота!!) ну прямо сами просятся на праздничную открытку!




А посмотрите, какое разное небо осенью и зимой:

(Фотографии Бариевой Т.С., Чистовой М.А., Алаганчаковой Н.О.)

Ну, а фотографии из разных районов с северным сиянием, конечно, облетели все группы....

   Северное сияние в Себян-Кюеле, коллаж Алаганчаковой Н.О.


Своими и воспоминаниями об открытиях прошлых лет и текущими наблюдениями делится П.Р.Ноговицын: вместе с ребятами они продолжают наблюдения за птицами и попутно просвещают участников проекта, публикуя в группах полезные сведения. Приведем небольшой и, как всегда, эмоционально написанный отрывок из его дневника:

"Урааа....новый год начался с редкой фотографии!!!Саха кэкэ-бука.Якутский обыкновенный поползень.Sitta arctica. Единственный полный эндемик, который живёт в нашей стране России, — это якутский поползень.Это значит что фотографировать якутского поползня приезжают бердвочеры со всего Мира и кажется мало кто похвастается своими фотоснимками.Унас есть и просто обыкновенные поползни, которых можно видеть в кормушках зимой - но вот якутский поползень к кормушкам не подлетает. 

 Руслан Кириллин подтвердил и это🙂 Большая Удача😃- до этого только один раз сфотографировал в октябре 2021 года после купания тоже в лесочке Эбиинчэ. 

 Сегодня, 2 января 2024 года, после обеда часов в 14 ходили навестить наших поползней в лесочке Эбиинчэ. Кэкэ-букалар живы-здоровы: вот кормится один - вытаскивает кажется разных букашек из-под коры лиственниц - тииттэр.Это и есть саха кэкэ-бука, главное отличие - черная полоска в голове короче, чем у других поползней и клюв самый узкий. 

 У нас специалист по якутским поползням только один в Якутии - Руслан Кириллин, инженер-исследователь ИБПК СО РАН и смотрите и его фото. 

Центральная Якутия.Долина Эркээни.Лесок Эбиинчэ. 

Прокопий Ноговицын.


 Дорогие участники, присылайте свои фото, ведите дневники наблюдений и делитесь с остальными членами проекта "Научное лето онлайн". Время быстро бежит, все в природе меняется... не заметим, как придет весна, а за ней и новый сезон исследовательского лета!!  



Разговоры с учеными. 7 декабря лекция вторая

Вниманию участников проекта "Научное лето онлайн", школьников, педагогов, родителей - всех, интересующихся окружающим миром и желающих как можно больше знать о мире, в котором мы живем, о природе и о разных науках, изучающих этот мир.  

В рамках проекта Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников "Разговоры с ученым" в течение учебного года будет идти онлайн лекторий "Разговоры с ученым". Первая лекция доктора биологических наук Михаила Михайловича Черосова "Великая северная экспедиция" уже состоялась 11 ноября. 

Сегодня, 7 декабря, в четверг, в 14.30 по якутскому времени состоится научно-популярная лекция Станислава Дмитриевича Колесова, научного сотрудника лаборатории исследований мамонтовой фауны Академии наук Республики Саха (Якутия) "Титаны ледникового периода"

Приглашаем желающих присоединиться. Лекции известных ученых очень познавательны и интересны, и кроме того, они помогут ребятам увидеть и науку и связанные с ней профессии в действии. Лекторий "Разговоры с ученым" задуман как популяризация науки и профориентация ребят. 

Станиславу Дмитриевичу можно будет задать интересующие ребят вопросы. 

Ссылка на подключение https://cnirsh.ktalk.ru/y6e82errleut  


Все состоявшиеся лекции будут размещены на сайте проекта "Научное лето онлайн", следите за обновлениями.

Радостная новость

В Республике Саха (Якутия) завершился конкурс на присуждение специальной премии в сфере образования, приуроченный к Году педагога и наставника. 

 Организаторами конкурса являются: Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Некоммерческая организация «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)».Генеральным партнером конкурса выступила АО «РНГ». АО «РНГ» выделило средства на выплаты премий лучшим работникам в сфере образования - сто педагогов получат по 100 тысяч рублей. 

 Цель конкурса — содействие в развитии кадрового потенциала Республики Саха (Якутия) путем стимулирования и поощрения лучших педагогических работников, получивших общественное признание за существенный вклад в развитие системы образования.В конкурсе приняли участие педагогические работники региона, реализующие программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования.. 

384 педагогических работника из муниципальных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), 84 педагогических работника из государственных и/или негосударственных организаций приняли участие в конкурсе.  

В числе победителей Таций Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников», научный консультант проекта "Научное лето онлайн" по направлению Изучаем лесные экосистемы. 

Мы сердечно поздравляем Татьяну Викторовну с победой! Желаем здоровья, творческого вдохновения, воплощения новых идей, удачи и пытливых, настойчивых учеников: ведь и успехами учеников счастлив педагог.  

С победой, Татьяна Викторовна!!

                                                                                                                                                                                     

 

Защита проектов состоялась

Четвертый сезон Научного лета онлайн был необычайно плодотворен. Возросло количество участников проекта, присоединились к проекту новые районы нашей республики и Иркутской области. Два блока насыщенного образовательного интенсива - лекции и консультации с учеными Якутии - на начальном и на завершающем этапе проекта, а между ними полевой сезон сбора материалов, - все это позади. 


 Вчера, 31 октября 2023 года состоялась завершающая, отчетная онлайн конференция, где ребята представили результаты своего летнего поиска и упорного исследовательского труда. 

Участников конференции приветствовала Оксана Николаевна Саввинова, заместитель главы Олекминского района по социальным вопросам. Она поздравила всех участников с завершением проекта и пожелала ребятам удачной защиты.С приветственным словом к юным исследователям выступила Нюргуяна Сергеевна Гуринова, главный специалист Департамента по водным отношениям и экологическому просвещению Министерства экологии РС (Я). "Мы поддерживаем этот проект, т.к. экологическое просвещение, повышение уровня знаний об окружающем мире, любовь к природе, ее охрана - одно из основных и очень важных направлений нашей деятельности. Самое важное - это не только воспитание и образование, главное, чтобы ребенок в летнее время во время экспедиций, в лагерях, в семье, в школе занимался исследовательской деятельностью, познавал что-то новое для себя. И конечно, такие исследования, в которых помогают ведущие ученые нашей республики, придают большой импульс для повышения интереса детей." - отметила Нюргуяна Сергеевна и пожелала ребятам удачной защиты проектов. 

Свое поздравление прислала Павлова Елена Ильинична, заместитель Председателя Совета регионального отделения "Движение первых" Республики Саха (Якутия):

"Уважаемые коллеги, дорогие ребята! Поздравляю вас с завершением полевого сезона Сетевого исследовательского проекта "Научное лето онлайн 2023". Миссия Движения - Быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении, быть первыми. И я уверена, что вы, участники проекта, разделяете эти ценности.Желаю вам быть активными исследователями родного края, любознательными и творческими, пусть все начинания ведут вас к успеху!"  

 Четвертый сезон был явно "урожайным", всего на конференцию было представлено более 130 докладов по 11 направлениям исследований. Экспертами в каждом направлении выступали ученые, доктора и кандидаты наук, сотрудники Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, Института мерзлотоведения им. академика П. И. Мельникова СО РАН, Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени М.Г. Сафронова, Института естественных наук СВФУ, Государственного природного заповедника "Олекминский". 

Представлена очень широкая тематика работ от поиска редких растений до флористического состава и лечебных свойств лекарственных растений; от личинок муравьиного льва и жизнедеятельности пиявок до оценки качества воды озер биоиндикационными методами; от проявлений изменений климата на мерзлотных ландшафтах до постпирогенных изменений мерзлотных почв территории. 


 Для кого-то из ребят это первый опыт исследования, а кто-то работает над своей темой уже ряд лет. И не важно, кто сколько времени уже отдал своему исследованию, важен тот багаж знаний и умений, что приобретен каждым в ходе проекта. А еще важна сложившаяся в проекте атмосфера любознательности, жажды приобретения и обмена знаниями, ощущения дружеского плеча, когда и дети и взрослые - ученики и их родители, педагоги и ученые вместе делают одно дело. 


Конференция завершилась уже поздним вечером. 

Всем участникам огромное спасибо за труд, смелость, настойчивость! 

Теперь с нетерпением ждем результатов. 


Защита исследовательских работ

 


Друзья! 

Ну вот и настало время явить миру результаты своих летних наблюдений и исследований.

31 октября состоится отчетная онлайн конференция по защите исследовательских проектов ребят - участников сетевого проекта "Научное лето онлайн".

Ждем всех желающих 31 октября в 15:00 часов (якутское время) на платформе Контур.Толк 

Ссылка-приглашение к участию в конференции разослана по группам. 

До встречи завтра и всем УДАЧИ!


Зимние облака

В отличие от растений и насекомых за погодой можно наблюдать круглый год. И наши исследователи продолжают свои наблюдения. Природа же не жалеет красок для восходов и закатов и в холодное время года.  Полюбуемся этой красотой вместе с нашими наблюдателями за погодой.


 Ребята и педагоги заметили в небе интересные "танцующие" облака. Алесандра Николаевна, консультант направления Погода и климат разъясняет: "Из-за испарения над рекой образуется туман (в метеокнижках записывается как парение реки или моря), потом он поднимается и превращается в  слоистые облака.

В переходный период от осени к зиме это парение дает иней и изморозь на деревьях, кустарниках, растущих по берегам водных объектов. 

В верхних тонких облаках образуется гало - предвестник похолодания. Гало - оптическое явление, во время которого вокруг Солнца или Луны возникает светящееся кольцо. 


Это явление обусловлено наличием перистых облаков в верхней тропосфере, сложенных из кристалликов льда.Из-за преломления света в кристаллах гало иногда бывает радужным, например зенитная дуга, один из видов гало. К другим разновидностям гало относят паргелий и парселену. Первое явление представляет собой белый круг вокруг Солнца, второй — светлое кольцо вокруг Луны. Самым частом видом гало является солнечный столб, когда от Солнца во время рассвета или заката в небо тянется световой луч.


  

   Много удивительного можно увидеть в природе в этот период перехода от осени к зиме.... Вот уже и первый снег выпал... где-то он быстро растаял, а где-то уже лег, покрыв землю.  Первый снег всегда радует. Можно ловить его ртом, слепить первый снежок... любоваться полетом снежинок... Вальс снежинок запечатлела в Себян-Кюеле Надежда Олеговна.



Зимние облака запечатлели педагоги вместе со своими учениками: 

в Олекминске - Чистова Марина Анатольевна, в Петропавловске Усть-Майского района Бариева Татьяна Сергеевна, в Себян-Люеле - Алаганчакова Надежда Олеговна, в с.Аргахтах Среднеколымского района Потапова Ольга Афанасьевна.


Лекция Е.В. Журавлевой «Немного о помологии»

Помология.... что за таинственное слово, и какое понятие-явление за ним скрывается? Да-да, мы знаем, сразу по созвучию напрашивается что-то про помощь ("читатель ждет уж рифмы "розы" 😂), а вот и нет!!!

Хотите узнать, что это такое - читайте дальше и смотрите лекцию научного руководителя проекта «Волонтер-натуралист» Екатерины Васильевны Журавлевой.  



 20 октября 2023 года состоялась третья лекция доктора сельско-хозяйственных наук, профессора РАН, научного руководителя проекта «Волонтер-натуралист» Е.В. Журавлевой в рамках сетевого проекта «Научное лето онлайн-2023». 

 Из лекции Екатерины Васильевны «Немного о помологии» наши юные исследователи смогли узнать о научной дисциплине, изучающей сорта плодовых и ягодных растений – помологии

Профессор РАН рассказала о выдающихся советских ботаниках и селекционерах академиках И.В. Мичурине и Н.В. Цицине, занимавшихся выведением новых сортов растений. Рассказывая о систематике, школьники вспомнили и шведского ботаника Карла Линнея – создателя единой системы классификации растительного и животного мира, в которой ученым были обобщены и упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки. 

Вопросы помологии и систематики были рассмотрены на примере представителей семейства Розоцветные, насчитывающем около 4000 видов и 100 родов. В практической части мероприятия школьники узнали, как правильно разрезать и сфотографировать яблоко, чтобы помочь ученым в определении сорта. 

Являясь научным руководителем проекта «Волонтер-натуралист», реализуемого при финансовой поддержке Фонда содействия инновациям, Е.В. Журавлева пригласила ребят активнее участвовать в проектах научного волонтерства, помогая ученым в сборе данных об объектах живой природы родного края. 

В настоящее время на платформе «Волонтер-натуралист»  размещены 11 проектов научного волонтерства. Каждый участник «Научного лета онлайн» может выбрать любой, интересный ему, проект. Проекты самые разнообразные и направлены на изучение рябины, яблок, перцев, томатов, капусты, актинидии, комнатных растений, картофеля, зерновых и зернобобовых культур, осенних декоративных растений. 

Отвечая на вопросы участников мероприятия, Екатерина Васильевна рассказала об опыте выращивания школьниками земляники на различных субстратах с использованием фитоламп в рамках проекта «Сити-фермерство ИПУ», а также о возможности выращивания рябины из семян и закладки опытов с рябиной в различных регионах Якутии.В заключение мероприятия директор «Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников» к.б.н. О.Ю. Рожкова поблагодарила Е.В. Журавлеву за проведенные для ребят лекции и выразила надежду на продолжение дальнейшего сотрудничества в следующем сезоне «Научного лета онлайн». 

Видеозапись лекции вы можете посмотреть по ссылке.

Презентацию к лекции можно посмотреть здесь


_______________

* Проект "Волонтер-натуралист" инициирован Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук. О нем мы писали на страницах сайта ранее и размещали видеозаписи лекций доктора сельскохозяйственных наук, профессора РАН Е.В.Журавлевой в ленте новостей. 

 Кто такие научные волонтеры? 

 "Волонтер-натуралист": лекция Е.В. Журавлевой в рамках «Научного лета онлайн-2023» 

 "Томаты и картофель - представители семейства Пасленовые"


«Орлы Палеарктики: изучение и охрана»

C 25 по 28 сентября 2023 в г.Алматы, Казахстан, состоялась III Международная научно-практическая конференция «Орлы Палеарктики: изучение и охрана». Более 150 исследователей из 32 стран обсуждали современные проблемы изучения и сохранения пернатых хищников. В фокусе внимания – степной орёл, орёл-могильник, стервятник и некоторые другие виды.

Ученые-орнитологи Якутии Исаев Аркадий Петрович и Габышев Вячеслав Юрьевич приняли в этой конференции активное участие, представив два доклада, вызвавших большой интерес научной аудитории.



Детальной информацией о конференции с нами делится ее участник  Исаев Аркадий Петрович, доктор биологических наук, заведующий лабораторией горных и субарктических экосистем Института биологических проблем криолитозоны обособленного подразделения ФИЦ ЯНЦ Сибирского отделения РАН. 

"Цель конференции – обсудить текущую ситуацию, негативные факторы и методы изучения и сохранения орлов, а также предложить стратегию охраны наиболее уязвимых видов. 

Первая и вторая конференции «Орлы Палеарктики: изучение и охрана» были проведены в России: первая – в 2013 г. в Республике Татарстан, вторая – в 2018 г. на Алтае. Особое внимание на них было уделено самому уязвимому виду – степному орлу. Благодаря международному сотрудничеству, начатому на первой конференции, статус степного орла в Красном листе МСОП был повышен до «находящегося под угрозой исчезновения», также была создана российская стратегия по сохранению этого вида. 

На второй конференции была создана рабочая группа, которая вышла с предложением создать Глобальный план действий по сохранению степного орла в рамках Меморандума по взаимопониманию по хищным птицам при Конвенции по мигрирующим видам (CMS). 

В центре внимания Конференции 2023 г. – разработка практических действий по нивелированию негативных факторов, влияющих на хищников в степных и пустынных регионах, таких как гибель птиц на объектах электросетевого комплекса, отравление, нехватка корма как в местах гнездования, так и на путях миграции. 

Участников в этом году было более 150 человек из 32 стран. Мы представили два устных доклада: «Питание беркута на Средней Лене, Якутия, Россия» (Габышев В.Ю., Исаев А.П. и др.), «Культ орла в мифологии хангаласцев» (Исаев Ар.П., Федотов П.С., Ноговицын П.Р.). Как вы здесь видите в последнем докладе кроме меня авторами являются 2 учителя, участвующие в нашем общем проекте «Научное лето». 

Тема нашего общего доклада «Культ орла в мифологии хангаласцев» вызвала значительный интерес, и организаторами было выдвинуто предложение по созданию в будущем отдельной секции, т.к. культ орла, как известно, один из наиболее универсальных и встречаются у народов самых различных культур и самых различных рас. 


 Орел – одна из почитаемных птиц древних саха. Так, в якутской мифологии эта птица часто является связующим с творцом или сам является божеством, относящимся к разряду айыы - жителя Верхнего мира. Помимо всего этого, канонизация образа орла связана с представлениями: 

1) этот хищник солярный символ, связанный не только с солнцем, но и с циклической сменой времен года; 

2) орел - птица прародительница и покровительница якутских шаманов; 

3) птица, давшая людям огонь. 

 Для жителей Хангаласского улуса РС(Я) орел является тотемной птицей. По легенде эта птица помогла выжить зачинателю их рода, который был тяжело ранен на поле брани. Когда он почти умирал, над ним пролетали гуси и одного из них ударом ноги убил вдруг откуда-то появившийся орел и принес умирающему, и человек подкрепившись мясом гуся, выжил. В последующем он стал родоначальником хангаласцев. 

Другим объяснением выбора орла тотемной птицей является то, что хангаласцы считают себя «Тойон уус», что дословно переводится как «Род повелитель» и поклоняются божеству «Тойон кыыл» - «Повелитель животных», которое отожествляют с орлом. 

Таким образом, эта хищная птица является покровителем рода и родовым тотемом. Следует отметить, что кроме хангаласцев орел является тотемом некоторых родов хоринцев, которые распространены почти по всей Якутии, родов ботулу Верхневилюйского и чорду Оленекского улусов. 

Образ орла укоренился в мировоззрении жителей Хангаласского района, обнаруживая свое проявление и на современном этапе истории. Во-первых, показательна геральдика в гербе улуса - золотой орел с распростертыми крыльями, сидящий на вершине древа жизни Аал-Луук мас. В крупном мероприятии, которое проходило в административном центре района (г. Покровск), тотемная птица хангаласцев украшала эмблему «Ысыаха Олонхо – 2014». Кроме этого, выпускаемые многие сувениры, элементы одежды и пр. имеют символику этой тотемной птицы. 

Следует также отметить, что в 2014 г. в местности Куллаты Хангаласского улуса была установлена стела бронзового орла, и в последние годы у якутян появилась традиция останавливаться у этого памятника и просить благословения самого Хотой Айыы. 

 По инициативе администрации и краеведов Хангаласского района в последнее десятилетие были проведены работы по поиску гнезд беркута. Всего, к настоящему времени на территории улуса найдено 15 гнезд беркута и из них в 7 птицы гнездились. По итогам этих работ был подготовлен проект эколого-биологического обоснования заказника «Малтааны», территория которого, по сути, является участком воспроизводства всей центрально-якутской популяции беркута. В поисках гнезд и изучении гнездовой жизни орлов активно помогают «научные волонтеры» - участники нашего проекта «Научное лето»."

Участники III Международной научно-практической конференции «Орлы Палеарктики: изучение и охрана». г.Алматы, Казахстан, 2023

Своими впечатлениями о конференции ученые поделились и с коллегами в телеграм канале "Биология Якутии"


Осень в объективе: итоги сентябрьского единого фенологического дня

Красота осени стала объектом наблюдения!🍁🍂 


 Для любителей фенологии Якутии и участников сетевого исследовательского проекта «Научное лето онлайн» стало уже традицией участие в осеннем Едином фенологическом дне 15 сентября 📸 В этот день, как и 15 мая, наблюдателями разных регионов всей России проводится оценка сезонного состояния черёмухи и березы по единой шкале.Инициатива проведения акции принадлежит Научно-образовательному Фенологическому центру УрГПУ (г. Екатеринбург) и фенологической секции Свердловского отделения Русского географического общества, они же и обобщают все результаты.Организатором в Республике Саха (Якутия), при поддержке Якутского отделения Русского географического общества, является Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников Олекминского района. 

 🎯 Задача наблюдателей - оценить стадии осеннего изменения окраски листьев и листопада. Это пора, когда перед зимним покоем лес оделся во все краски от жёлтого до багряного- самое поэтическое время с оттенком грусти

🍂В этом году организаторами получены более четырехсот фотографий от наблюдателей из 12 районов Республики Саха (Якутия), п. Верхнемарково Иркутской области, г.Каменск-Уральский Свердловской области и г. Якутска.«Крайне приятно отметить тот факт, что процент наблюдений, выполненных согласно методике, стал ощутимо выше, чем в рамках акций предыдущих лет. Большое спасибо всем наблюдателям, которые ответственно относятся к ведению и добавлению своих наблюдений», — отметила Ольга Юрьевна Рожкова, директор Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников Олекминского района.

 Уважаемые участники, от имени организаторов мы благодарим вас за активное участие во Всероссийской акции Единый фенологический день и ваш вклад в общее дело изучения сезонных изменений в природе. Надеемся на дальнейшее развитие и укрепление нашего с вами плодотворного сотрудничества! 

 📜 Сертификаты участников доступны для скачивания по ссылке 

 

Международные дни наблюдений птиц 2023

Конец сентября - начало октября традиционно - дни наблюдения птиц

 

🔰Союз охраны птиц России 

🔰Государственный природный заповедник «Олёкминский» 

🔰Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников  Приглашают вас принять участие в МЕЖДУНАРОДНЫХ ДНЯХ НАБЛЮДЕНИЙ ПТИЦ! 🐦‍⬛🦆🦉 

 Пернатых считают дети и взрослые, орнитологи-профессионалы и любители природы самых разных профессий. Результаты такого массового одновре-менного учета имеют большое научное значение. Во многих странах проводятся национальные состязания — кто сумеет встретить больше всех видов птиц, кто учтет наибольшее количество особей. Результаты учетов в каждой стране обрабатываются в национальных координационных центрах, а затем объединяются в международном банке данных. 

Наблюдать и учитывать птиц можно повсюду – на улицах, в парке, за городом, в лесу, – чем с удовольствием и занимаются любители природы разных профессий и дети. 

 Олекминский Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников уже ряд лет организует дни наблюдения птиц в Олекминском районе. К нам присоединяются ребята и педагоги и из других районов Республики. 

 В этом году Дни наблюдения птиц пройдут с 26 сентября по 6 октября. (Подробнее)

 Задача Дней наблюдений - переписать всех птиц, встреченных вами за любой промежуток времени с 26 сентября по 06 октября 2023 года и направить результаты своих наблюдений, заполнив анкету

Скачать информационное письмо и рекомендации по наблюдениям за птицами вы можете на этой странице

 На все вопросы вам ответит координатор акции Потапова Наталья Витальевна WhatsApp +7(914)2866292 

Осень - художница

Летний полевой сезон остался в ушедшем лете... о нем - ярком, разноцветном, наполненном летними запахами и звуками, теперь напоминают лишь фотографии и собранные ребятами гербарии. 
Но наши исследователи не оставили походов на свои площадки, да и просто в лес, на природу. И по их фотографиям мы видим, как меняется природа с приходом осени, и какая разная в наших краях осень... Где-то она радует синью неба, золотом и пурпуром листвы, где-то уже покрыл иней последнюю осеннюю красоту, приглушил ее краски, а где-то и выпал снег, ударили первые морозы.

Но всякий раз, наблюдая эти перемены в природе, невозможно не восхищаться красотой осенних пейзажей и искусством художницы-осени....


Осень-художница в рыжем берете пишет картину волшебною кистью. 

 С лёгкою грустью о солнечном лете, щедро рассыпала жёлтые листья. 

 Брызнула весело в угол картины красною краской с оттенком багрянца – 

 Капли ожили вдруг кистью рябины, вспыхнули листья стыдливым румянцем. 

 Синим, раскрасила бледное небо, солнца лучи – золотинки косые. 

 Рыжее поле поспевшего хлеба – всё это сердцу пейзажи родные. 

 Долго она над холстом колдовала. Радует глаз мастерицы творенье. 

 Осень, ты снова очаровала, и мы застыли в немом изумленьи…

(Раиса Смирнова)





"Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.Берёзы и клёны она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко- красный, весь как огонь горит. 

 Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кровавую броню одеть».Так и обрядила старика. Глядит — а неподалёку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи. 

 Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого одела в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть какими были летом, такими и останутся.Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. 

 Отправилась Осень из леса в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… "

(Г.Скребицкий "Четыре художника. Осень")



(Все фото участников проекта "Научное лето онлайн")


Поиски на трассе АЛСИБ продолжаются

С 2021 года Русское географическое общество проводит экспедицию по исследованию трассы Алсиб. В течение двух лет Русское географическое общество совместно с Экспедиционным центром Минобороны обследовало большую часть российского авиакоридора, проходящего через Чукотский автономный округ, Якутию и Красноярский край. Чтобы узнать и рассказать о ежедневных подвигах летчиков и техников в экстремальных условиях Крайнего Севера, увековечить их память, поисковики проводят комплексные обследования аэродромов и мест авиакатастроф исторической воздушной трассы.

Источник фото


Друзья! 

В 2022 году отмечалась памятная дата - 80-летие воздушной трассы АлСиб. Школьники и педагоги из населенных пунктов, где проходила трасса, отметили эту историческую дату своим участием в сетевом исследовательском проекте "История АлСиб - история моей страны"

Проект проводился под эгидой Международной организации северных регионов «Северный форум", в рамках федерального партийного проекта "Историческая память" и был посвящен 80-летию легендарной трассы Аляска - Сибирь (АлСиб) и 100-летию ЯАССР. Инициатором проекта выступил Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников Олекминского района. В числе организаторов и партнеров: Малая Академия наук Республики Саха (Якутия), Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия), Якутское отделение Русского Географического Общества, администрация и управление образования Олекминского района, музейный центр «Наследие Чукотки».

В ходе проекта ребята вели поисковую деятельность по восстановлению списков участников строительства и эксплуатации трассы Аляска - Сибирь, исследовали историю строительства аэродромов. Завершился проект онлайн конференцией, где ребята представили общественности результаты своих исследований. Посмотреть подробнее информацию об участниках конференции, темах исследования и сами работы можно по этой ссылке. По результатам конференции был выпущен сборник материалов.

Ход времени отодвигает те героические события от нас все дальше.... Но поиски не прекращаются. Потомки продолжают изучение истории воздушной трассы АлСиб, восстанавливают утраченные имена и факты тех событий, ведут поиски пропавших при перегоне самолетов и останков военных летчиков. 

Русское географическое общество предприняло экспедицию по исследованию трассы Алсиб, которая стартовала в 2021 году. В течение двух лет Русское географическое общество совместно с Экспедиционным центром Минобороны обследовало большую часть российского авиакоридора, проходящего через Чукотский автономный округ, Якутию и Красноярский край. 

Чтобы узнать и рассказать о ежедневных подвигах летчиков и техников в экстремальных условиях Крайнего Севера, увековечить их память, поисковики проводят комплексные обследования аэродромов и мест авиакатастроф исторической воздушной трассы.

Вы можете ознакомиться с интереснейшими материалами экспедиции на сайте РГО:

АЛСИБ - третий сезон

Восстановить память: специалисты РГО обследуют маршруты воздушной трассы "Аляска - Сибирь"

Исчезнувшая "Аэрокобра" и загадки "Бостона": РГО продолжает поиски на трассе АЛСИБ.

В ходе экспедиции будет снят документальный фильм. Найденные объекты военно-технической истории будут вывезены для экспонирования на выставках и в профильных музеях. Экспедиция продлится до начала сентября. Следите за ее новостями. 

Телеграм канал "Русский след"

Блог документалиста Алексея Никулина   


#АЛСИБ

#научное_лето_онлайн, 

  

Загрузить еще