Руководитель
научный сотрудник лаборатории криогенных ландшафтов Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН, г. Якутск
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/0ddcbbabbbab69a1c587f71737612187.png)
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/f24047a374c0657c6fadd36826102c76.jpg)
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/08279aef316655af1fe94316dbcdf90b.jpg)
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/c130c11a162ea0530a1f239c988eba87.jpg)
Мерзлотоведение
Дополнительная общеразвивающая программа «Мерзлотоведение» направлена на усвоение начальных знаний по дисциплине «Геокриология».
Криолитозона (криолитосфера) является одним из видов геосфер Земли. Криолитозона занимает огромные пространства, около 30% суши Земли, 65% площади России, 50% площади Канады, почти 95% площади Якутии. Многолетняя мерзлота и её многочисленные процессы и явления – ведущие природообразующие факторы: экзогенного рельефообразования, криогенного ландшафтообразования, почвообразования и т.д.
Как известно криолитозона сказочно богата природными ресурсами (минерально-сырьевыми, водными, биологическими и др.). Мерзлотные области – будущее, основа экономического могущества России, стратегический резерв всего человечества в XXI в. Наиболее актуально для настоящего времени изучение трансформации криолитозоны в условиях меняющегося климата и антропогенного пресса, прогноз и принятие превентивных мер для улучшения эколого-экономических реалий будущего.
Главной целью дополнительной общеразвивающей программы «Мерзлотоведение» является обеспечение учащихся начальными знаниями и практическими навыками, необходимыми для их образовательной, научно-практической деятельности и, возможно, для выбора будущей профессии.
Задачами изучения дисциплины являются:
1) пробуждение интереса к научно-исследовательской деятельности;
2) получение начальных понятий, знаний закономерностей географического распространения и происхождения криолитозоны на планете Земля;
3) применение полученных знаний на практике;
4) апробация полученных данных на научно-практических форумах школьников.
Методическое обеспечение программы:
Научно-исследовательская работа по ДОП «Мерзлотоведение» проводится с применением дистанционных технологий на платформе зум-сессий. Практические задания выполняются в общественных центрах (музеи, библиотеки) или в форме опроса местных жителей (учителей, родственников, старожилов и т.д.), а также в полевых условиях во время самостоятельных экскурсий. Школьники получают установочную лекцию по каждой теме, затем проводят практические занятия, самостоятельно изучают учебную, справочную и научную литературу, обсуждают в группе свои результаты вместе с научным консультантом, а также получают индивидуальные задания по сбору материала для своей темы проектной работы.
Для работы ребятам понадобятся: контурные карты, рулетка, металлический щуп, лопата, устройство для фотофиксации.
Фенология родного края:
Ботанические исследования:
Зоологические исследования:
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/0b192f140d26a2d0e8746411bb18100d.png)
Регистрация тем исследований по направлениям сетевого проекта «Научное лето -2021 онлайн»
Просим всех участников проекта зарегистрировать выбранные темы для исследования. Пройдите, пожалуйста, по ссылке и заполните форму.
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/dc29c092a40f800567ca73b6e8a202b4.png)
Перечень электронно-образовательных ресурсов (ЭОР):
Что такое вечная мерзлота (География России)
Программа "Ученый свет". Подкаст "Изучение вечной мерзлоты" Р.Н.Иванова на радио "Говорит Москва".
Список учебно-методических материалов:
1. Якутия: детская энциклопедия. – Якутск: Бичик, 2015.
2. Якутский холод. – Якутск: Бичик, 2019.
3. Вечна ли вечная мерзлота? / И.А. Некрасов. – М.: Недра, 1991.
4. Шепелев В.В., Алексеева О.И., Иванова Р.Н. Вечная мерзлота в России: к истории изучения // География в школе. – 2020. - №2. – С. 3-13.
5. География. Планета Земля. Учебник: 5-6 классы / А.А. Лобжанидзе. – М.: Просвещение, 2013.
Алгоритм работы над темой
Таблица 1.
Таблица 2.