Руководитель

научный сотрудник лаборатории криогенных ландшафтов Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН, г. Якутск

Мерзлотоведение

Дополнительная общеразвивающая программа «Мерзлотоведение» направлена на усвоение начальных знаний по дисциплине «Геокриология».
Криолитозона (криолитосфера) является одним из видов геосфер Земли. Криолитозона занимает огромные пространства, около 30% суши Земли, 65% площади России, 50% площади Канады, почти 95% площади Якутии. Многолетняя мерзлота и её многочисленные процессы и явления – ведущие природообразующие факторы: экзогенного рельефообразования, криогенного ландшафтообразования, почвообразования и т.д.
Как известно криолитозона сказочно богата природными ресурсами (минерально-сырьевыми, водными, биологическими и др.). Мерзлотные области – будущее, основа экономического могущества России, стратегический резерв всего человечества в XXI в. Наиболее актуально для настоящего времени изучение трансформации криолитозоны в условиях меняющегося климата и антропогенного пресса, прогноз и принятие превентивных мер для улучшения эколого-экономических реалий будущего.
Главной целью дополнительной общеразвивающей программы «Мерзлотоведение» является обеспечение учащихся начальными знаниями и практическими навыками, необходимыми для их образовательной, научно-практической деятельности и, возможно, для выбора будущей профессии.
Задачами изучения дисциплины являются:
1) пробуждение интереса к научно-исследовательской деятельности;
2) получение начальных понятий, знаний закономерностей географического распространения и происхождения криолитозоны на планете Земля;
3) применение полученных знаний на практике;
4) апробация полученных данных на научно-практических форумах школьников.
Методическое обеспечение программы:
Научно-исследовательская работа по ДОП «Мерзлотоведение» проводится с применением дистанционных технологий на платформе зум-сессий. Практические задания выполняются в общественных центрах (музеи, библиотеки) или в форме опроса местных жителей (учителей, родственников, старожилов и т.д.), а также в полевых условиях во время самостоятельных экскурсий. Школьники получают установочную лекцию по каждой теме, затем проводят практические занятия, самостоятельно изучают учебную, справочную и научную литературу, обсуждают в группе свои результаты вместе с научным консультантом, а также получают индивидуальные задания по сбору материала для своей темы проектной работы.
Для работы ребятам понадобятся: контурные карты, рулетка, металлический щуп, лопата, устройство для фотофиксации.
Что мы будем делать в ходе изучения программы, можно посмотреть здесь.

Регистрация тем исследований по направлениям сетевого проекта «Научное лето -2021 онлайн»
Просим всех участников проекта зарегистрировать выбранные темы для исследования. Пройдите, пожалуйста, по ссылке и заполните форму.

Алгоритм работы над темой
Таблица 1.
Таблица 2.



Список учебно-методических материалов:
1. Якутия: детская энциклопедия. – Якутск: Бичик, 2015. 
2. Якутский холод. – Якутск: Бичик, 2019.
3. Вечна ли вечная мерзлота? / И.А. Некрасов. – М.: Недра, 1991.
4. Шепелев В.В., Алексеева О.И., Иванова Р.Н. Вечная мерзлота в России: к истории изучения // География в школе. – 2020. - №2. – С. 3-13.
5. География. Планета Земля. Учебник: 5-6 классы / А.А. Лобжанидзе. – М.: Просвещение, 2013.
Перечень электронно-образовательных ресурсов (ЭОР):
Что такое вечная мерзлота (География России)
Задать свой вопрос и оставить отзыв о работе за день можно ниже в комментариях
(дождитесь загрузки виджета комментариев)