Почему ночные бабочки?

Я, Бариева Алла, ученица 5 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Петропавловская средняя общеобразовательная школа» - участница проекта «Научное лето – 2021». Когда мы узнали о том, что этим летом стартует такой интересный проект, ни минуты не сомневаясь, подали заявку и стали его участниками. 

Какое выбрать направление мы не раздумывали, ведь с прошлого года ночные чешуекрылые – это мое самое интересное летнее увлечение. В прошлом году у нас с мамой (она же по совместительству и мой руководитель), Бариевой Татьяной Сергеевной, возникла идея заняться научной работой, связанной с чешуекрылыми насекомыми нашей местности. Для нее эта идея была не новой. Когда она была студенткой педагогического института (мама учитель биологии и химии), то уже занималась такими исследованиями, писала курсовую работу по бабочкам Южной Якутии. Рассказала мне про свои находки, повадки бабочек, как их у нас много. Самым интересным фактом стало то, что ночные бабочки Якутии не везде хорошо изучены. Когда она привезла свою коллекцию в институт, то там было много редких и ценных экземпляров. Для меня заманчивым было и то, что ночных бабочек можно было ловить до поздней ночи, тебя никто не останавливал – это же работа!  

Итак, папа сделал мне очень удобный большой сачок из проволоки с легкой деревянной ручкой, сестра сшила из сетчатой ткани для него мешок. Получилось замечательно. Мама показала, как нужно им пользоваться. Правда, первое время ловили всей семьей, пока я не стала «профессионалом». Пойманных бабочек мы складывали в специальные бумажные конвертики, где записывали дату и место сборов. В таких пакетиках материал может храниться годами. Были случаи, когда ученые размачивали и распрямляли материал 30 –ти и даже 100-летней давности. Ну, по крайней мере, так пишут в интернет пространстве. 

 Свои сборы я проводила в окрестностях моего села Петропавловск, а так же выезжали на природу по нашим любимым рекам Алдан и Мая. Кроме того у нас есть своя избушка, которую окружают пять больших озер, там тоже всегда много бабочек. Дневник в виде записей первый год я не вела, но четко фиксировала дату и местность в своих фотографиях. Теперь я смотрю на конверт, где есть дата, название местности и на фото, сделанное мной, и могу сделать вывод, какая растительность там была, где эти виды бабочек чаще всего встречаются. На сборы дневных бабочек мы выезжали довольно часто - не менее 1 раза в неделю. Старались посещать разную местность: галечные и песчаные берега Алдана и Маи, разнотравные луга, скалистую местность, берега озер и маленьких речушек, хвойные и смешанные леса. Поэтому сборы были интересными. 

 Ночных бабочек я ловила в основном дома на своем участке. У нас во дворе много ароматных цветов: флоксы, петунии, маттиола, иберис, мелисса, душисты табак. Бабочки любят собирать с них нектар. Такие цветы особенно сильно пахнут на закате и ночью. Кроме того на грядке с луком, который тоже хорошо цветет, всегда было много ночных бабочек. Любят они и кустики земляники, смородины, малины. Дом наш стоит прямо на берегу реки. Полыни, смолевки, бузина, подмаренники – тоже очень хорошая приманка. Но часто, к сожалению, ночных красавиц привлекают не только цветы. Они селятся на разных растениях, чтобы гусеницы могли питаться листьями кустарников и овощей. Мама стойко выдерживала все лето, чтобы не протравить ни один кустик. Нам нужны были бабочки, которые затем появятся.

Сначала я просто включала свет в ограде и ловила ночью бабочек, которые летели к нам. Но потом, мы заметили, что рядом на водозаборе ночных насекомых было очень много. Там фонарь был гораздо больше и ярче. Взяли большую лампу у папы из гаража, прочитали в интернете, что нужна белая ткань, устроили ловушку. В грядке с луком поставили палки, натянули ткань и под ней расположили лампу. Бабочки полетели на ткань. Но все же время от времени я ходила ночью с папой на водозабор, большой фонарь которого не давал покоя ночным красавицам. Там мы собрали очень хороший материал. В начале лета бабочки были, но белые ночи не очень хороши для их сбора. В июне и июле собрали больше дневных видов. Во второй половине июля, августе и даже в сентябре было больше ночных бабочек. 

В июле мы стали понимать, что материала собрано много, но когда он лежит просто в пакетиках, нет наглядности и привлекательности коллекции. Мы стали пробовать распрямлять бабочек. Получалось неуклюже, но зато видно, какие это красавицы.


Собирая бабочек, практически ежедневно (пропустили только дождливую погоду, когда не было лёта насекомых) мы смогли описать сколько, когда, каких бабочек было поймано. Видно, когда они полетели, когда закончили летать и когда был их массовый лёт. Далее расправленных бабочек мы разделили на группы по рисунку крыльев. Предстояла невозможная задача – определить кто это? 

Честно сказать, с ночными бабочками это практически невозможно сделать. Конечно, только если, это ни какая-нибудь яркая большая красотка. Тогда нам помог наш замечательный Ноговицын Прокопий Романович! Этот человек может все! Он нам посоветовал ученого лепидоптеролога из города Саратова, написали ему, и тот откликнулся. Направления исследований у каждого свои, он оказался специалистом по определенным видам и посоветовал нам написать в Санкт- Петербург. Там нам тоже ответили по своим видам и посоветовали Владивосток. Там нам помогли с еще одной группой бабочек. В результате часть коллекции нам удалось определить. На сегодняшний день у нас остались и не определенные и не расправленные бабочки прошлого 2020 года. Мы не отчаиваемся – все впереди. Ведь работа не останавливается 

Очень хочется добавить, что энтомолог Белик Алексей из Саратова нам помог многое узнать об этих насекомых: он отправил нам электронные книги, фото, как он сам распрямляет бабочек, как делает простые, но эффективные ловушки, подсказал информацию где, когда и как искать этих необычных насекомых. 

 В этом году мы начали свои исследования уже в апреле. Первые дневные бабочки – крапивницы – полетели с 19 апреля. Это и неудивительно, ведь они зимуют взрослыми насекомыми. Чуть пригрело солнышко на укромное местечко зимовки, и они вылетают на дневной свет. Первые ночные мотыльки появились 26 апреля. Мы пока не знаем, кто это. Но, вероятно, тоже зимуют взрослыми бабочками. Или появляются из зимующей куколки с первыми теплыми денечками. Сборы мы сделали. Возможно определим, что это за вид.


 Сейчас наша коллекция пополняется дальше. Есть распрямленные бабочки, есть в конвертах. Распрямленных оставим себе для коллекции, а вот бабочки из конвертов, возможно когда-нибудь пригодятся ученым. Они их при необходимости расправят правильно и красиво. В рамках проекта «Научное лето – 2021» мы надеемся найти единомышленников, получить хорошие консультации и оформить свой труд в достойную работу.   


Школьники Татты изучают состояние водных экосистем

Мы, учащиеся Ытык – Кюельской СОШ №1, члены биолого – экологического клуба, с 2013 года изучаем современное состояние гидроэкологии малой реки Татта общей протяжённостью 414 км, площадью водосбора 10200 кв км, являющейся единственным источником водоснабжения самой густонаселённой территории Лено–Амгинского междуречья. 

Вдоль реки расположены 15 крупных населённых посёлков Чурапчинского и Таттинского улусов, использующих воду реки Татта на коммунально–бытовые нужды, орошение сельскохозяйственных культур и обводнения сенокосных угодий.Исток реки и первые 10 км её течения находятся в Амгинском улусе Якутии. Затем она пересекает весь Чурапчинский улус, где Татта течет в целом в северо – восточном направлении. Нижнее течение и устье реки находятся в Таттинском районе, где она меняет направление течения на северное. 

 Долина малой реки Татта неясно выраженная, шириной от 3 до 6 км. Дно долины слабопересеченное, занято под пашни и луга. Русло реки сильно извилистое. Дно русла илистое, на перекатах галечниковое. Берега малой реки невысокие, пологие и поросли кустарником и луговой растительностью. Несмотря на большую водосборную площадь малая река Татта отличается очень низкой водностью, что приводит к пересыханию реки на перекатах.В её бассейне расположено около 2300 озер. 

Река в основном питается снегом и замерзает с октября до второй половины мая. С декабря по апрель перемерзает, в засушливые годы летом может пересыхать. Основные притоки: Северная Наммара(5 км) и Куталах (80) слева, Хонду (58 км) справа. 

 Малая река Татта подвергается наиболее интенсивному антропогенному загрязнению, протекая по территориям населенных пунктов. Сегодня она повсеместно загрязняется сбрасываемыми отовсюду бытовыми, сельскохозяйственными отходами. Изучение экосистемы имеет важное практическое значение, так как качество питьевой воды является одной из главных проблем Таттинского и Чурапчинского улусов.Активная проектная деятельность осуществляется в летнем передвижном палаточном лагере и лагере дневного пребывания, где учащиеся сочетают отдых с научно-исследовательской деятельностью, связанной с изучением гидроэкологии бассейна малой реки Татта. 

 На протяжении многих лет школьники занимаются изучением современного состояния водных экосистем в районе верхнего, среднего и нижнего течения малой реки Татта под руководством ученых и сотрудников АН РС(Я). Школьники дали экологическую оценку вод малой реки Татта на основе значений органолептических и химических показателей. Как показало исследование, что вода малой реки Татта имеет ряд негативных особенностей: повышенное содержание соединений железа и марганца, излишняя жесткость, кроме того, в ряде регионов превышение гидрокарбонатов, фосфатов и нитритов. Железо появилось под влиянием сельскохозяйственной деятельности человека, кальций и марганец — природная особенность наших подземных вод, а аммоний, нитраты, нитриты и фосфаты — результат загрязнения вод производственными и бытовыми отходами. 


 Проводим изучение ихтиофауны малой реки Татта. В настоящее время озера бассейна реки Татта представлены 12 видами рыб, относящихся к 5 семействам. Самыми многочисленными видами из них было семейство карповые, состоящее из 6 видов рыб (золотой карась, язь, елец, озерный гольян, гольян пеструха или обыкновенный гольян и плотва). Остальные 4 семейства представлены по 1-2 видам рыб.Изучили современное состояние популяции золотого карася в озерах нижнего, среднего и верхнего течения малой реки Татта. На определение биологических показателей золотого карася и на определение возраста рыб обработано 315, на питание и на упитанность– 252 экземпляров. 

 Продолжаем изучать современное состояние водных и околоводных растений в районе нижнего и среднего течения реки Татта. Занимаемся изучением современного состояния водных и околоводных растений в районе нижнего и среднего течения реки Татта.  

Инструменты и сервисы в помощь юному исследователю

Успех школьного исследования определяется рядом факторов, среди которых не только умение увидеть проблему и определить цель исследования, владение исследовательскими методиками, когнитивные, мыслительные навыки, умение выстроить поэтапно свою деятельность исследователя, НО и способность четко организовать собранный материал, отсортировать его для дальнейшей работы и анализа, оформить визуально и представить результаты своего исследования.Без современных технологий тут не обойтись. Юным исследователям и их наставникам хотим напомнить о некоторых онлайн инструментах, которые помогут и вашу работу сделать эффективнее и четче представить результаты.Понадобятся сервисы и инструменты для: 

  • сбора и хранения информации, 
  • для планирования, 
  • для анализа, 
  • для визуализации результатов и т.д. 
Часть из них представлена в статье Сервисы для четкой организации работы над учебным исследованием. Нам же хочется акцентировать внимание на некоторых из них. Краткие советы будут постепенно публиковаться в рубрике Помощь (меню навигации на сайте). 

Вы также всегда можете обратиться с вопросами при затруднении в использовании тех или иных сервисов или поделиться с участниками своим опытом использования альтернативных инструментов. 

Сегодня речь пойдет об онлайн блокнотах, которые всегда под рукой и куда можно оперативно внести нужные записи (и не только). 

Итак, Быстро и оперативно ведем записи

Удачливые охотники

Команда Ойской СОШ Хангаласского улуса фокусируется на палеонтологии и орнитологии. Но ребята под руководством Ноговицына Прокопия Романовича успевают все: от их пытливых глаз не скроются ни бабочки, ни жуки-пауки, ни интересные и редкие камни, ни растения. Публикуем отрывки из дневников руководителя этиих юных исследователей - экспедиции школьников "Эллэйада-Научное лето 2021".

Медведица чёрно-жёлтая из долины Эркээни. Центральная Якутия, Старый Ойский Двор, Хангаласский улус-село Ой.

1 июля 2021 год. Материалы экспедиции школьников "Эллэйада-Научное Лето 2021 г." пополнились экспонатом-бабочкой медведицей чёрно-жёлтой (тура5ас хара эьэйдээнэ). Arctia fiavie fues.Размах крыльев 52-70 мм.В Якутии всего около 20 видов бабочек медведиц и среди них есть очень редкие входящие в Красную Книгу Якутии: медведица тундровая, медведица Менетрие, медведица Ольшванга, медведица Пюнгелера.

Венерин башмачокЗаповедные уголки долины Эркээни-куртина альбовых форм орхидейных пятнистых венериных башмачков. 

5 июля 2021 год.Посетили наше заповедное место и посчитали особей белых форм венериных башмачков, в 2018 году было 11 цветков, в этом  году мы опоздали и не застали цветущие белые цветки венериных башмачков, но побегов стало 27. На фото видим цветущие цветки альбовой формы с Пронюс и Айсен в июле 2018 года.Над нашими заповедными удивительными местами возникла угроза, именно на этих заповедных местах, где растут куртины уникальных краснокнижных растений Якутии была выделена делянка по рубке лиственниц и особенно пострадала куртина венериных башмачков настоящих с желтыми цветками - этот вид  редчайший на долине Эркээни, а башмачок крупноцветковый вообще представлен  единственной особью.Надеемся, что совместно с представителями министерства Охраны Природы Якутии в этом году посетим наши заповедные места и окончательно решим вопрос охраны мест произрастания краснокнижных растений долины Эркээни.

Пауки Якутии.3 июля 2021 года на долине Эркээни, Центральная Якутия, урочище Эбиинчэ на поле ирисов-касатиков сглаженных входящих в Красную Книгу Якутии наблюдал за семейкой пауков Мизумена - охотников бокоходов цветочных.Пауки Якутии начали интенсивно исследовать всего 20-30 лет назад, в 1980 годах было известно всего 70 видов пауков Якутии, а в 2011 стало известно 430 видов пауков, так что юных исследователей ждут настоящие научные открытия - Якутия по территории огромная и ученым-арахнологам надо помогать в их исследованиях. А 4 июля Мичил заметил вот такого жука - ВОСКОВИК.Другие названия: восковик обыкновенный, восковик полосатый, пестряк полосатый.


Охотники за Онколитами.5 июля 2021 год. 

Поздравляем Мичил и Пронюс с находками двух онколитов.Онколиты [oncolites] – не прикрепленные к субстрату, свободно перемещающиеся по дну водоемов карбонатные желваки сферич. формы размером до 1–5 см, образованные последовательным концентрическим нарастанием микрослоев, обязанных своим происхождением предположительно цианобактериям.

Особенно поздравляем Мичила Ноговицына, четвероклассника, с находкой своего первого онколита и первого онколита 2021 года. 


Как видите онколиты выглядят вот так-окаменевшие круглые ционобактерии возрастом от миллиарда лет до наших дней.Мы в экспедиции "Эллэйада " начали интересоваться онколитами с первой находки в 2016 году со внуками камня с онколитами на карьере Куталаах (смотри крайнее фото).Находки онколитов очень редки на берегу реки Лена и нам в том же 2016 году подарил еще один онколит орнитолог Аркадий Исаев.А у нас на долине Эркээни мы более-менее периодически стали находить с 2020 года наверху террас реки Лена? где миллионы лет назад текли мощные реки? образуя вот такие гальки с онколитами.  

Друзья геологи нам в этом году сделали шлиф и наши онколиты стали еще более научными обьектами и удивительными экспонатами нашей экспедиции школьников "Эллэйада".Благодарим всех наших друзей, помогающих нам в определении наших находок и помогающих научными предположениями и статьями, в том числе и новейшими изысканиями.

10 июля 2021 года действительно исторический день во Старом Ойском Дворе в связи с прибытием ценного научного значения находки для материалов экспедиции школьников "Эллэйада"! 

Прибежали внуки и с пылу-жару, немножко измерили для специалистов и приводим такие же измерения из нашей статьи, там есть и размеры современных снежных баранов.Самая первая находка фрагмента черепа ископаемого снежного барана на речке Кураанах в 2006 году🙂 действительно рекордная и для современных и для древних снежных баранов.Будем исследовать с нашими школьниками и будем искать еще ископаемые кости снежных баранов,и получается очень интересная карта находок именно на Средней ЛЕНЕ,будет уже больше десятка точек находок, а ведь находки ископаемых костей снежных баранов действительно очень редкое явление в палеонтологии.И главное, что начались исследования о родстве именно древних ископаемых снежных баранов с современными на территории Якутии. 

А мы надеемся что сия находка будет датирована и тоже исследована.



Юные фенологи Мирного

Вас приветствует команда «Юные фенологи» город Мирный МБОУ «СОШ №1». Представляем участников команды: 

 Пельменёва Виолетта, ученица 5 «а» класса. Второй год принимает участие в проекте. Ведет фенологические наблюдения за рябиной во дворе частного дома.  

  Найко Дарья, ученица 5 «а» класса. Первый год принимает участие в проекте. Ведет фенологические наблюдения за шиповником на территории школы 

И Назаренко Татьяна, ученица 5 «а» класса. Второй год принимает участие в проекте. Ведет наблюдения за смородиной во дворе частного дома.  


  Самсонов Эрсан, ученик 2 «в» класса. Первый год принимает участие в проекте. Наблюдает за черёмухой во дворе своего дома. 


Экспедиция по удивительным местам

Бариева Алла, ученица 5 класса МБОУ «Петропавловская СОШ» и  ее наставник Бариева Татьяна Сергеевна, руководитель Центра «Точка роста» МБОУ «Петропавловская СОШ», уже не первый год изучают ночных бабочек.  Ими уже собрана обширная коллекция.


Сегодня публикуем их рассказ об участии в увлекательной краеведческой экспедиции, которая принесла им  новый опыт, уникальные находки, незабываемые впечатления и подвигла к участию в проекте "Научное лето онлайн" в 2021 году. 

Итак, слушайте и смотрите :) 

Рассказ о школьной экспедиции Усть-Мая – Цыпанда 2020 

В августе 2020 года ребята из муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Петропавловская средняя общеобразовательная школа» Усть-Майского улуса стали участниками школьной научной исследовательской экспедиции по маршруту Усть-Мая – Цыпанда . Экспедиция была краеведческой. Мы поднялись на лодках вверх по реке Мая на 450 километров до местности Цыпанда. От Петропавловской школы было три участника: Бариева Алла, Дьяконова Настя и Дьяконова Арина. Участниками экспедиции с нами были ученицы Усть-Майской средней школы: Пермякова Катя и Вако Ксения. Было очень интересно. Мы посетили охраняемые природные и культурные объекты нашего Усть-Майского района и Аяно-Майского района Хабаровского края.


   В местности Цыпанда, где сейчас постоянно проживает 5 человек, раньше было Цыпандинское отделение совхоза. Там располагался поселок со своей школой, больницей, пекарней и магазином. Работники совхоза выращивали коров, косили сено, собирали урожай овощных культур с полей и занимались охотничьим промыслом.Экскурсию по своему поселку нам провела местная жительница Тамара Петровна, как здесь говорят про нее - «хозяйка Цыпанды». Сейчас ей 81 год. Раньше она была кадровым охотником Нельканского госпромхоза и занималась добычей пушнины. Тамара Петровна и сейчас добывает соболей. 

В Цыпанде нас уже ждали. Тамара Петровна в первом ряду четвертая справа


   На следующий день с утра мы не стали терять время и решили доехать до известной Цыпандинской пещеры. Она состоит из большого зала, трех коридоров, которые заканчиваются тоже залами, но поменьше. Нас (ребят) пустили только в первый большой зал. Взрослые пошли по одному из коридоров и дошли до подземного озера. Раньше в этой пещере хранили совхозное мясо, оно не таяло даже летом. Сейчас там останавливается много проезжающих мимо местных жителей и путешественников. Каждый оставляет что-то на память. Мы по традиции оставили монеты. Медведи здесь тоже частые гости. Так как у местных принято на сакральных местах оставлять еду, в основном лепешки. 

  В этот же день после обеда мы пошли смотреть еще одну пещеру. Нашу тропинку пересекла очень красивая Сухая речка. Вода в ней бывает только весной и до середины июня, говорят она в ней кристально чистая. Растаявший снег в виде водяного потока спускается с гор по этому руслу.

Добравшись до следующей пещеры, мы выяснили у местных жителей, что в нее никто еще не спускался до нас. Детей и на этот раз никто не взял. Пещера оказалась довольно большим и высоким коридором и заканчивалась залом с красивым сводом камней. Взрослые, кто там побывал, говорят, что было очень здорово и «на адреналине».


  На следующий день нам предстояло нелегкое шестикилометровое восхождение на Лысую гору. Обзор окрестностей с нее составляет примерно 70 километров. Подниматься по каменной осыпи было очень тяжело.

Те, кто поднимался сюда, знают, что здесь есть место, где можно загадать желание. Это недавняя традиция. Но было интересно. Возникло желание – прочитать через несколько лет, что же я загадала. Местные говорят, что подъем на Лысую гору придает сил на год вперед. И камни с нее тоже обладают таким свойством. Камни на поверхности горы почти все дырявые. Мы думаем это от того, что здесь постоянно ветер. И тучи тоже здесь задерживаются надолго, цепляясь за вершину горы. Вечная влага точит твердые камни.


  «Хозяйка Цыпанды» Тамара Петровна в свое время была замечательной рукодельницей. Её одежду и обувь носили все жители села. Сейчас ее дочери продолжают старинные традиции и тоже являются народными умельцами. Украшения, коврики и одежда, сделанные их руками есть в местных музеях. После двух дней экскурсий мы собрали свои сачки и гербарные папки. Надо было ехать домой. Хоть нам этого и не хотелось. Тамара Петровна звала нас посмотреть медвежью берлогу, которая находилась, по ее меркам совсем недалеко, в пяти километрах. Мы дружно решили, что лучше это сделать в следующий раз.

По пути домой нам предстояло посетить еще два объекта исторического наследия Аяно-Майского района. Писаницы в местности Сыаргалах широко известны и описаны во многих книгах. Но когда ты прикасаешься к древним руническим письменам, становится не по себе. А если учесть, что на них нарисованы, в том числе и медведи, и через тысячи лет здесь до сих пор проходят медвежьи тропы, то становится порой страшновато. 

Одна из целей нашей экспедиции - изучение растений Хабаровского края, сравнение их с нашей флорой. Растения оказались во многом схожими с нашими, но впервые мы там увидели кизильник и иван-чай широколистный. 

Следующей нашей остановкой стала Светящаяся гора эвенков. Это место, где эвенки приносят свои подношения духам и просят у них здоровья и удачи в пути. Осмотрев гору, мы решили, что на закате она действительно может светиться. Стенки скал покрыты тонким налетом кварца, а солнце летом садится прямо напротив нее. Так создается эффект свечения. Но может это и не так, и с этим местом связана другая легенда, мы этого пока не разузнали.

Дальше нам вновь предстояло увидеть могучие Малгинские горы в 80 километрах вверх по течению реки Мая от села Аим. Это было незабываемо. Малгин фотографировали все. Было нереально красиво.

 

  Следующая станция – Чабда. Мы почти дома. Мы знаем здесь все. Переночевав в Чабде, мы утром пошли искать окаменелости трилобитов. Кому-то было интересно, кому-то не очень, другое дело - бабочки.


  Традиционные фото на Чабде сделали, как положено всем, побывавшим тут: фотография с балкона дома должна быть у каждого уважающего себя путешественника по реке Мая, сфотографировались и у памятника И.А. Гончарову, у памятника воинам, ушедшим на Великую Отечественную войну из местности Майда.

И какое же путешествие по реке Мая без азартной рыбалки. Рыбачили все, поймали немногие.

 

 После Чабды мы заехали на речку Ураханка. Давно хотели проверить это место на наличие окаменелостей. Местность очень напоминает чабдинскую. И находки не заставили себя ждать.

Наше путешествие было захватывающим и интересным. Мы воспользуемся приглашением Тамары Петровны и побываем в этих местах еще раз. Тем более, что по пути домой мы нашли позвонок и зуб мамонтенка. Сейчас эти находки стали экспонатами нашего школьного музея.

Полученные знания и найденные в ходе экспедиции материалы мы оформили в виде гербариев, фотоальбомов, коллекций и экспонатов. Теперь ребята нашей школы все это могут увидеть на уроках, в школьном музее и на выставках в кабинетах Центра «Точка роста».


  Дни науки в школе. Большой интерес вызвали экспонаты летних экспедиций, коллекция камней, собранная во время летней экспедиции и оформленная ребятами. В том числе сюда вошли камни с отпечатками докембрийского и кембрийского периодов. 

  Бесспорно работа в школьных экспедициях очень увлекательная и плодотворная. В этом году мы продолжили сборы бабочек и окаменелостей, но уже в рамках проекта «Научное лето – 2021». Нам не хватает консультаций ученых и просто знающих, увлеченных своим делом людей. Поэтому мы с большим интересом стали участниками этого замечательного проекта "Научное лето онлайн". Ищем единомышленников и надеемся написать работу уже серьезного научного характера. 


Авторы: Бариева Алла, ученица 5 класса МБОУ «Петропавловская СОШ», Бариева Татьяна Сергеевна, руководитель Центра «Точка роста» МБОУ «Петропавловская СОШ» 


Фенология краснокнижных башмачков

Мы продолжаем серию публикаций о том, как в разных уголках нашей республики ведут свои исследования по разным направлениям наши юные исследователи. Сегодня рассказ от Тани Поповой,  СОШ № 20 с.Хатыстыр Алданского района

     Вот уже второй год, благодаря сетевому проекту «Научное лето - онлайн», я занимаюсь исследованием краснокнижных башмачков. В нашей местности, в окрестностях села Хатыстыр Алданского района произрастает два вида этих редких растений: Башмачок настоящий и Башмачок капельный. 

Почему я выбрала именно эту тему? В прошлом году я впервые увидела их цветущими и мне они показались очень красивыми, необычными растениями. И мы с мамой долго их фотографировали и выслали в группу «Единый фенологический день». Затем Ольга Юрьевна Рожкова, которая является моим научным руководителем, предложила нам провести за лето фенологические исследования этих растений. По результатам проведенных исследований 2020 года я участвовала в республиканской НПК «Шаг в будущее» и стала дипломантом II степени. В этом году мы продолжаем исследовательскую работу над краснокнижными башмачками. Вместе с Ольгой Юрьевной поставили новые задачи исследований. 

 Башмачки – это уникальные растения. Но для большинства людей – это просто необычный и красивый цветок. И срывая его для букета, люди не понимают, что ставят его под угрозу исчезновения. Я считаю, что необходимо усилить экологическое воспитание и образование населения, прививать этику охраны природы и бережного отношения к ней. Сейчас эта работа проводится в школе, но этого не достаточно. В решении такой важной проблемы необходима помощь СМИ, газет, телевидения. 

 Попова Татьяна, ученица 8 классаМБОУ СОШ № 20 

с.Хатыстыр Алданского района

  

Наука и практика

Некоторые участники нашего проекта совмещают свои исследования с полезной для своей семьи деятельностью, попутно осваивая еще и важные практические навыки. Об одном из них рассказывает его руководитель Мария Ивановна Куличкина.

Зырянов Сарыал живет в с.Ымыяхтах (Үөдэй) Намского улуса, окончил 8 класс. Семья большая, он самый младший сын в семье, имеет четверых старших братьев, которые уже живут отдельно своими семьями со своими детьми. У Сарыал много племянников и племянниц, он им пример для подражания. 

Сарыал второй год участвует в республиканском летнем онлайн проекте «Научное лето онлайн». Пользуясь, случаем хотим поблагодарить организаторов такого летнего проекта, что очень помогает в развитии ребят. 

Проектная работа настолько увлекла Сарыал, что помимо прошлогодней темы взялся и за вторую - разведение сельскохозяйственных птиц инкубацией. В прошлом году начал проектную работу «Фенологические наблюдения за растениями моего огорода. Садовая земляника», руководителями которого были Куличкина Мария Ивановна, учитель математики МБОУ «Едейская общеобразовательная школа им.З.П.Саввина» и научный руководитель, Рожкова Ольга Юрьевна, к.б.н., директор МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» Олекминского района РС(Я). 

Сарыал успешно защитил свой проект на итоговой онлайн-защите в октябре месяце и был рекомендован к участию в республиканской научно-практической конференции  «Шаг в будущее», где был награжден Дипломом второй степени. С этой работой Сарыал участвовал в научных конференциях разного уровня, так, в мае по итогам Всероссийской НПК «Горизонты открытий» стал дипломантом второй степени. 

С января 2021 года Сарыал со своей мамой уже начали дальнейшую работу над проектом. Организовали совместный заказ садовой земляники фриго для своих родственников и односельчан в организации ИП С.Г.Кривошапкина (много лет предоставляет услуги в области растениеводства и занимается выращиванием садовой земляники, делится советами и опытом по технологии выращивания этой культуры). В прошлом году у него покупали несколько саженцев садовой земляники фриго и это нам очень понравилось, получили хороший урожай. Из 36 саженцев получили примерно, 14 кг крупных, сочных, вкусных ягод. 

Итак, в январе у него было заказано 900 саженцев для 42 человек: среди них и те, кто впервые сажает землянику, есть и опытные, которые заказали по 40-50 кустов. В этом году приобрели сорта «Виваро», «Мурано», «Сан Андреас» и «Альбион». В начале мая с мамой провели мастер класс по высаживанию саженцев земляники садовой фриго в стаканчики. Периодически обмениваемся советами в своей созданной whatsapp группе. На своем участке посадили еще другие сорта, которые приобрели с другой закупки, «Мара де Буа», «Сильва». Сами для эксперимента посадили семенами сорт «Радость дачника», в прошлом году сорт «Елизавета 2» подвела, посажена была семенами, ни одного цветочка, чтобы дать ягоды за весь сезон. У сорта «Радость дачника» в эти дни уже цветы появились, усики постоянно убираем. 


Итого, на своем участке имеем 85 саженцев садовой земляники и 20 штук мелкоплодной земляники. Первый урожай сняли у сорта «Виваро» 21 июня, в день национального праздника, когда всей с семьей собрались и праздновали Ысыах.

У Сарыал есть и второй проект. В январе изучил по интернету и у знакомых поинтересовался инкубацией яиц курочек. Сарыал в 2019 году работал на осенней уборке картошки, заработанные деньги копил, к этому добавил еще спонсированные деньги родных тетей, братьев за хорошую учебу, за различные участия в НПК и купил инкубатор Блиц-48 и первые 20 яиц курочек. В феврале уже появились 9 цыплят, четыре продал, остальных оставил для себя, в конце июля уже должны нестись. Позже в марте выводил еще цыплят. Самое интересное - второй вывод все были курочки, 6 себе оставил, остальных Сарыал продал. На вырученные деньги купил корма и утиные яйца 20 штук, вывелись 18 штук башкирских утят. Башкирские утки быстро растут, уже к двум месяцам больше двух килограммов весят. Затем Сарыал купил на деньги, вырученные от продажи, четырех гусят и еще утиные яйца. Сейчас Сарыал готовится к выводу других утят: кряквы и агидель.  


Открой свои тайны, Священный Себян…

С июня по август 2021 года юные исследователи команды «Кадар» МБОУ «Себян-Кюельская НЭСОШ имени П.А. Ламутского» под руководством своего руководителя и учёных изучают природу, а именно исследуют два горных озера (Суланячан, Себян) и горы района Верхоянского хребта территории Ламынхинского наслега. Ими будет определен таксономический состав, число видов, численность и биомасса зоопланктона озера Себян, будут приведены результаты контрольного отлова насекомых окрестностей села Себян-Кюель и собран гербарий растений. 

Также юные исследователи намерены отыскать окаменелости триасового периода, которым около двухсот миллионов лет.Уже много лет привлекает к себе внимание школьников природа большого и глубокого природного объекта – Озера Себян. Многое в нём необычно: вмёрзшие в лёд загадочные пузырьки разных форм, своеобразная флора и фауна (чего только стоит наличие в озере загадочных больших рыб) и многое другое. 


С древних времен эвены были убеждены, что в глубинах озера обитает огромное чудовище. Поэтому озеро эвены прозвали «hэвэн» (Себян), то есть «священное место». Они верили, что у озера есть свой дух, хранящий секреты и тайны. Поэтому издревле эвены относились к озеру с большим трепетом и почитанием. 

В данное время озеро практически не изучено в гидробиологическом отношении. На протяжении многих лет озеро оставалась неисследованным и тревожило воображение многих людей, в том числе школьников и старожилов маленького села Себян-Кюель, которые делились легендами, наделившими глубины озера загадочными свойствами. 

Публикаций о водной флоре и фауне, о водных экосистемах этого загадочного озера нет. Между тем, антропогенная нагрузка в виде рекреационной на озеро возрастает, так как этот район становится популярным и удобным для туризма. В связи с этим перед юными исследователями встала задача – непременно изучить и раскрыть тайны озера, его природу и законы, по которым живут обитатели его глубин, познакомиться с фауной беспозвоночных прибрежных вод, узнать характеристику околоводной и водной флоры озера и его притоков. 


Исследования озера Себян особо интересны еще и потому, что важнейшей его особенностью является нахождение озера в зоне большого разлома. В сохранении экологической системы озера важнейшая роль отведена именно науке. Нахождение истины напрямую зависит от новых находок и открытий. И очень хочется верить, что эти открытия сделают именно школьники, которые в будущем возможно станут экологами, гидрологами, палеонтологами, лимнологами. 

Надеюсь, что пройдет какое-то время, и озеро Себян откроет свои тайны, а именно будет измерена его точная глубина. Наступит день, когда школьники вместе с учеными, оснащенные современной научной аппаратурой, радионавигационными системами, обнаружат в озере пещеры и протяженные долины, сделают трехмерную карту дна озера, увидят своими глазами подводную жизнь его обитателей и встретятся с священным древним духом – большой рыбой, обитающей на дне самого большого и глубокого озера Якутии - озера Себян. 


 Алаганчакова Надежда Олеговна, 

руководитель команды «Кадар»,учитель географии 

МБОУ «Себян-Кюельская НЭСОШ имени П.А. Ламутского» 

Участники проекта на XII международной научной конференции «Науки о Земле и цивилизация» РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-петербург

28 школьников - учащихся МОБУ Саха гимназия г.Якутск стали участниками летней школы в рамках XII международной научной конференции «Науки о Земле и цивилизация» РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-петербург. Школа проходила с 1 по 6 июля. Ребята успешно представили свои работы в различных секциях. Все подробности об этом нам рассказывает Екатерина Николаевна Сивцева, руководитель группы, учитель географии МОБУ Саха гимназия г.Якутска:

"Члены Географического общества "Планета" МОБУ Саха гимназия г. Якутска 2-й год являются участниками проекта "Научное лето онлайн" Олекминского Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников при поддержке Малой Академии наук РС (Якутия) под руководством к.б.н. Рожковой Ольги Юрьевны. В 2020 году с увлечением провели Научное лето онлайн 22 учащихся  (некоторые участники проекта вели наблюдения в Амгинском,  Верхне- Вилюйском, Кобяйском, Мегино-Кангаласском, Ленском, Момском, Намском, Сунтарском, Усть - Алданском, Чурапчинском районе, г. Якутске. 

В данном году в проекте принимают участие 28 ребят, некоторые из них на данный момент ведут свои наблюдения в разных районах РС (Якутия), в г. Москве, г. Севастополе, г.Санкт - Петербурге под общим руководством Сивцевой Екатерины Николаевны, учителя географии МОБУ Саха гимназия г. Якутска.

В начале июля 2021 г. десяти учащимся Саха гимназии предоставилась замечательная возможность увлекательной поездки и обучения в летней научной школе, которая проходила в рамках XII международной научной конференции «Науки о Земле и цивилизация» РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-петербург. На конференции ребята успешно представили свои работы в разных секциях: Максимов Сергей, Сысолятин Айдынныын, Скрябин Михаил - участники секции геоботанического картографирования; Соня Сивцева и Виктория Хомподоева направление лекарственных растений, Федотов Петр - секция орнитологии.

Участник проекта "Научное лето онлайн" Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников при поддержке Малой Академии наук РС ( Якутия) 2020, 2021  ученик 9 б класса Федотов Пётр МОБУ Саха гимназия г. Якутск успешно представил работу на XII международной конференции: Науки о земле. Геология и цивилизация. Модераторы НПК : профессор Е.М. Нестеров, доцент П.И.Егоров, доцент М.В.Пузык. Петя является участником Летней школы данной НПК.  Во 2 части сделал доклад по результатам работы проекта "Научное лето онлайн". Ответил на вопросы, задаваемые как очно, так и дистанционно через zoom.

Выражаем искреннюю благодарность за помощь и содействие, научное сопровождение проекта "Научное лето онлайн" Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников при поддержке Малой Академии наук РС (Якутия) 2020, 2021, научному руководителю проекта Рожковой Ольге Юрьевне, научному консультанту д.б.н. Исаеву Аркадию Петровичу, дедушке Пети учителю биологии Федотову Петру Саввичу, наставникам многолетних экспедиций Соломонову Никите Гаврильевичу, Ноговицыну Прокопию Романовичу, Дьяконову Виктору Михайловичу, Кириллину Руслану Анатольевичу.


Максимов Сергей, Сысолятин Айдынныын, Скрябин Михаил, участники проекта "Научное лето онлайн", учащиеся 9 б класса МОБУ Саха гимназия г. Якутск успешно представили проекты на XII международной конференции: "Науки о земле. Геология и цивилизация". Участники направления Геоботаническое картографирование ответили достойно на вопросы, задаваемые как очно, так и дистанционно через zoom. Сергей, Айдынныын, Михаил являются многократными участники Биохакатона, в 2021 году под руководством учителя истории и обществознания Тихонова Тимофея Ревовича, учителя биологии Соломоновой Алены Александровны, учителя географии Сивцевой Екатерины Николаевны.



Соня Сивцева, Вика Хомподоева, ученицы 11 класса МОБУ Саха гимназия г. Якутск. Направление лекарственные растения.г. Санкт-Петербург


Тезисы докладов будут опубликованы в материалах данной НПК в г. Санкт Петербурге. Вручены сертификаты, итоги будут оглашены к началу следующего учебного года к 1.09.2021 со сборником публикаций XII международной конференции.

Каждый день летней школы был очень насыщенным, познавательным, увлекательным. Самая уникальная экскурсия "Подземная Рускеала" проходила по таинственным рукотворным лабиринтам мраморных штолен к Большому колонному залу и к Подземному озеру. Благодаря акустическим эффектам подземелья, мы погрузились в сказочную атмосферу подземного царства и прикоснулись к тайнам карельских мраморных глубин.Температура внутри пещер круглый год держится у отметки +7 С.


Поздравляем всех ребят с успехом! Желаем и далее вдохновения, удачи и настойчивости в исследованиях, упорства в своем развитии.


Июль - время самостоятельных исследований

После июньского образовательного интенсива участники проекта  "Научное лето онлайн 2021" заняты  сбором материала для самостоятельных исследований. В группах WhatsApp ежедневно идут обсуждения с научными руководителями, обмен фотографиями, уточнения по направлениям исследований.
Заглянем в группы.... 

Лесные экосистемы

I-Нерюктяй, Олекминск. Соколова Нарыйана под руководством учителя географии Марины Ричардовны Прокопьевой изучает сосны. Тема исследования: "Характеристика морфометрических параметров хвои (побегов)  сосны обыкновенной." 

Рядом со своим участком обнаружили и обсудили с научным консультантом Т.В.Таций удивительные наросты на соснах. Провели морфометрическое исследование хвои. Собрали хвою с 3 деревьев со всех сторон света. Хвоинки с 3 деревьев измеряли почти 3 часа :) - трудоемкая работа!


Лекарственные растения

В группе лекарственных растений самая оживленная работа: и группа самая многочисленная, и растений удивительных вокруг много. Ежедневно идет определение и обсуждение растений, за которыми участники ведут наблюдение на своих участках. Нелегко приходится научному консультанту Елене Ивановне Троевой - в день сыплется в группу до сотни фотографий и всем нужно ответить.... колокольчик точечный, кровохлебка лекарственная, горец птичий, полынь якутская, полынь обыкновенная, донник белый, подмаренник настоящий, хвощ полевой ... и так далее.... Сколько ценного растет у нас под ногами :)

Эльза Хомподоева (2-й год участвует в проекте "Научное лето онлайн") выражает искреннюю признательность руководителю проекта Рожковой Ольге Юрьевне, научному консультанту Троевой Елене Ивановне и маме Инге Валерьяновне за поддержку и вдохновение по поиску 2-х краснокнижных цветков в окрестностях с. Натора, Ленского района РС ( Якутия).  Нашли краснокнижный цветок красоднев 😍👍🏼👍🏼 по всей поляне только 1 куст!  Много лилии кудреватой.


Фенология

Сонтоева Катя проводит свои наблюдения за фенологией растений на Олекминской дамбе. 

Поспела красная смородина - индикатор фенологического полного лета, зацвел колокольчик скученный, девясил британский, лабазник дланевидный.



А что у энтомологов?

А там идет настоящая охота за насекомыми🙂: божьи коровки, бабочки-медведицы, шашечницы, булавник беленовый, кузнечики и разные прочие усатые жуки.... Артем нашел паука-крестовика... 

Много интересного на маршруте Эльвиры Алаганчаковой и ее руководителя, мамы, Надежды Олеговны:"Сегодня на маршруте видели птенцов. Поймали насекомых: жука с красной спинкой, бабочек. Видели большого улита и его гнездо со скорлупками... У нас задымлено из-за лесных пожаров, поэтому маршруты в горы приостановили: вероятность встретить медведей очень большая. Пока исследуем подножья гор." 

"...На щебнистом склоне растет очиток. Голубянки над ними роем летают. Муравьи голубянок не трогают. Даже если подбито крыло у бабочки, они её не кушают. Рядом паук полз, на него все 🐜напали, убили и затащили под камень." 


Как подсказала Татьяна Сергеевна Бариева (участник проекта Усть-Майский район, Петропавловская СОШ), у голубянок с муравьями особые отношения. Гусеница голубянки паразитирует в муравейнике. Как это происходит, можно прочитать здесь.


День сардааны


30 июня якутяне празднуют день сардааны. Сардаана (лилия даурская) - один из национальных символов Якутии. Она считается символом короткого якутского лета, символом любви, счастья, благополучия. 

В этот день у участников нашего проекта было творческое задание - запечатлеть этот цветок и самим сфотографироваться рядом с ним. Ребята и взрослые прислали много снимков: кто-то сходил в лес, запечатлел прекрасные лесные просторы, поросшие лилией даурской, кто-то сфотографировал цветы, растущие у дома. Получился коллективный альбом.

И не важно, где растут эти цветы - в дикой природе или под окном родного дома, - все они прекрасны. Судите сами.....






Юные эколята. Фото одного дня



Летние каникулы – самая лучшая пора, и это время является наиболее благоприятным для формирования личностных качеств учащихся. На базе МБОУ «СОШ №1» г. Мирный открылся ЛОУ «Юные эколята». Собралась великолепная команда, которая состоит из 60 ребят. Направление лагеря экологическое, поэтому вся деятельность ребят была связана с окружающей средой. 

Отряд юных фенологов участвует в сетевом исследовательском проекте «Научное лето 2021 онлайн». 15 июня юные фенологи получили задание - зафиксировать всё, что цветет, летает и ползает. И в итоге получился фотоальбом одного дня. 

Давайте посмотрим, что же получилось у ребят? 

 Алексеева Т.В., руководитель эколого-краеведческого объединения «Зелёные пионеры алмазного края» 

г. Мирный МБОУ «СОШ №1»














Фотоальбом "Научное лето онлайн 2021"

Сегодня, 20 июня, завершился образовательный интенсив нашего проекта. Ребята ежедневно встречались на платформе zoom, слушали лекции научных руководителей, выбирали темы и объекты для своего исследования, выполняли задания, заносили наблюдения дня в свой дневник юного исследователя. Теперь им предстоит самостоятельная работа и новая встреча с научными руководителями в конце лета.

А пока мы можем увидеть в фотографиях процесс работы :)
Спасибо всем ребятам и педагогам за замечательные фотографии. Благодаря вашему умению увидеть и запечатлеть прекрасное и интересное, эти дни и мгновения не только останутся в памяти участников проекта, но узнать о том, как он проходит, смогут ваши одноклассники и коллеги в школе, родители и всё сообщество в вашем краю :)

Посмотреть альбом можно по этой ссылке Лучше всего смотреть в полноэкранном режиме.

Альбом также можно посмотреть с гугл диска.

Ждем новых фото и новых историй о ваших летних открытиях! 

Горячая пора

Июнь перевалил за середину. Всё вокруг в цветении, глаз радуют яркие краски и ароматы, разлитые в воздухе.

У фенологов, исследователей лесных экосистем и лекарственных растений горячая пора: освоить методики в теории и на практике, заложить площадки, определить/пронумеровать деревья, успеть отследить фенологические фазы растений, правильно гербаризировать собранный материал... дел мнооого :)


Человек тесно связан с природой и особая у него связь с деревьями, ведь деревья не просто "легкие планеты", они наши друзья и лекари: люди издавна понимали, что у деревьев есть свое биополе, своя энергетика, которая и утешит и исцелит, если постоять рядом с таким деревом, обнять его или прижаться к нему спиной.... На одном из занятий в группе исследователей лесных экосистем родилась идея челенджа "Могучее дерево". В группы Whatsapp поступило множество фотографий ребят у могучих и не очень могучих :) деревьев. Великий обмен доброй энергией и любовью состоялся, думается все ощутили теплую, добрую силу наших ветвистых друзей. Все фотографии, конечно, невозможно здесь разместить,  вот только некоторые из них:


 

Загрузить еще