Причудливые облака, личинки и крапивные клопы, беркуты и Небесная невеста Таҥара Кийиитэ

Ну что ж друзья, приближается макушка лета - середина июля. В природе идет неустанная работа - все живое от растений и трав до насекомых озабочено продолжением жизни - цветение, вызревание плодов и семян, высиживание и воспитание птенцов, выведение личинок насекомых и т.д. и т.п. Жизнь кипит.

Кипит и работа в группах. Фенологи, ботаники и энтомологи ежедневно находят и определяют множество знакомых и незнакомых растений, насекомых и их личинок, попутно запечатлевая красоту окружающей их природы - она так скоротечна, ловим момент, друзья.

Идут интересные наблюдения за погодой и обсуждения у климатологов - как самостоятельно измерить точное количество осадков, когда и почему появляются туман, серебристые облака и броккенский призрак. Юные исследователи наблюдают, записывают и фотографируют все, что кажется им интересным. Смотрите сами. И попробуйте найти на фото среди облаков голубя, дракона и корову с быком 🤗


Члены команды "Альтаир" (Сахагимназия, Якутск) побывали на интереснейшей экскурсии в царство холода. Вот как об этом рассказывает руководитель команды Екатерина Николаевна Сивцева:

"24.06.2025 в городе Якутске лил замечательный теплый дождь. Временами прерывистый и временами обильный радостный дождь. "У погоды нет плохой погоды"🌎😍.  У участников всероссийского проекта Научное лето онлайн МОБУ Саха гимназия г. Якутска отряда "Альтаир "🌟прошел просто удивительный незабываемый день. Благодаря научному консультанту по направлению: Мерзлотоведение Ивановой Розалии Никифоровне, мы окунулись в царство вечной мерзлоты❄, посетили музей института Мерзлотоведения им Мельникова. 👧🏻👦🏻🙎🏻‍♀👩🏻‍🏫 Узнали много информации по проблеме многолетних мёрзлых пород, о мамонтенке Диме, об исследованиях, важных для народного хозяйства в области транспорта, строительства зданий, дорог сельского хозяйства учёных мерзлотоведов. Затем после обеда с большим удовольствием посетили музей Мамонта СВФУ ИЕН им. М. К. Аммосова . В сопровождении вдохновенного рассказа сотрудников совместно с иностранными гостями окунулись в неизведанные тайны в эпоху мира диназавров, мамонтов, шерстистого носорога. Мы юные краеведы обязательно ещё раз посетим музей института Мерзлотоведения им Мельникова, музей Мамонта. До скорой встречи вновь и вновь... Выражаем искреннюю благодарность научному консультанту Ивановой Розалии Никифоровне."

 

Об орнитологическом походе экспедиции школьников "Эллэйада" 6 июля по маршруту по таежной стороне долины Эркээни: г.Якутск-село Ой-Амырдаайы-Тэппэнээк-Суон Урэх-Аргаа Куел-Уулаах Урэ5э рассказывает Прокопий Романович Ноговицын:

"В составе экспедиции : орнитолог доктор биологических наук Исаев Аркадий Петрович ИБПК СО РАН, школьники г.Якутска Дайаана, 11 класс, и Арсена, 8 класс, Исаевы, Мичил Ноговицын, 9 класс -школа №1 г.Покровска и Ньургун Третьяков Ойская средняя школа Хангаласского улуса, водитель Гаврил Матвеев - администрация Немюгюнского наслега и Прокопий Ноговицын - руководитель и проводник.    

Посетили 2 пустых гнезда и 2 жилых гнезда беркутов - по одному птенцу в каждом. Фотографировать сложно птенцов, но Мичил справился на отлично - фотофакты есть. Собрали подьемный материал в виде костей и погадок, Мичил нашёл 2 маховых пера взрослого беркута по 56.5 см. каждый.На гнезде на Уулаах Урэх на виден череп с позвонком - вероятно лиса, осенью посмотрим. Под гнездом беркута на Тэппэнээк растут краснокнижные растения-Лук ветвистый, на Уулаах под гнездом растут краснокнижные лилии - сардааны. На Уулаах урэх на старице - озерце плавают птенцы чирка - мать чирок отвлекает от птенцов, бесстрашно взлетая навстречу нам и тут же приводняясь-в общем отважная.Белые каллы уже отцвели за три дня. 

Поход удался, несмотря на бездорожье, на жару и потом на пасмурность с роем комаров. 

Благодарим главу Немюгюнского наслега Устинова Наума Васильевича и водителя Гаврила Матвеева!!! 

Алгыс."


И никак не пройти ребятам мимо такого интересного растения с поэтическим названием Небесная Невеста, Таҥара Кийиитэ, а его ботаническое и бытовое названия - Жи́вокость, или Дельфи́ниум, или Шпо́рник. Это род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Лютиковые. Включает более 500 видов! Русское название – живокость – связано с практикой применения растения в народной медицине – его настойку средневековые врачи использовали для заживления ран, сращивания костей. Живокость является источником сильнейшего яда, действие которого похоже на действие яда «кураре». Ого! Растение содержит в себе элатин, который вызывает расслабление скелетной мускулатуры, в больших дозах — обездвиживание. Таҥара Кийиитэ - якутское название растения имеет в себемного образов и символов, показывает восхищение его красотой и чудодейственными свойствами.

Ну и как видим, красная смородина поспела, пришло время сбора ягод. А значит, кипит работа и в группе биотехнология плодово-ягодных растений. Ждем их сообщений и фотографий.

Ждем еще сообщений от остальных групп о ваших интересных наблюдениях и находках!

И попутно напоминаем, что идет прием работ для онлайн выставки "Сардана: природа, легенда, искусство"

Поторопитесь, время быстро бежит :)

Знакомимся с командами и участниками

Друзья, позади июнь - образовательный интенсив, лекции, выбор тем исследования и начало полевого сезона. А мы еще не со всеми участниками проекта перезнакомились 🤗
Дорогие руководители и наставники, присылайте фотографии и информацию об участниках, представляйтесь в группах, знакомьте ребят друг с другом, а мы соберем эту информацию для новостной ленты на сайте.

Сегодня знакомимся с командой  "Альтаир" МОБУ Саха Гимназия, г.Якутск. Представляет её Екатерина Николаевна Сивцева, руководитель команды. 
Команда "Альтаир" активно участвует в проекте "Научное лето" с самого начала - с 2020 года. Большое количество ребят обучалось исследованиям в ходе проекта за эти годы. Члены команды принимали участие в научно-исследовательских конференциях с международным участием в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Якутске. Ребята стали обладателями дипломов высокой степени и различных призов. Кто-то уже стал выпускником, закончил школу и продолжает свое образование в ВУЗе, а кто-то только впервые присоединился к команде.

Сегодня знакомимся с некоторыми из ребят. 

Итак, команда "Альтаир"


Многие из ребят на летних каникулах находятся в разных районах у бабушек, родственников, в поездках и ведут там свои исследования. Например:

Васильев Андрей - ученик 5 а класса МОБУ Саха гимназия г Якутска впервые вступил в команду " Альтаир" по направлению Ботаника: флористические и популяционные исследования Якутии под руководством учителя биологии Гоголевой Матрёны Николаевны. Научный консультант к.б.н. Троева Елена Ивановна, учитель географии Сивцева Екатерина Николаевна. Впервые в 5 классе будет изучать новые предметы биология и география. Помогают ему вести наблюдения любимые родители. 

Сивцев Арсений, ученик 6 в класса, имеет разносторонние интересы, благодаря своим уникальным родителям. Арсений записался по направлению Мерзлотоведение, так как вокруг села Сылан стоит вопрос, связанный с многолетними мерзлыми породами, и Арсений хочет быть полезным по устранению проблем вечной мерзлоты в своем родном поселке Сылан Чурапчинском районе. Арсений после городской суеты наслаждается свежим воздухом, выращиванием растений, овощей. Осенью помогает делать заготовки овощей на зиму, тем самым экономит деньги родителей и иногда приносит свежую еду в школу в боксах. Собирает ягоды и зимой варит морс, варенья.

Марков Алгыстаан - юный краевед-энтомолог, изучает насекомых двора, также растения своего двора частного дома 🍃🌺🌎👦🏻

Амонова Юлиана ученица 2 класса МОБУ Саха гимназия г. Якутска ведёт исследование в родном доме любимой бабушки в селе Аллага Сунтарском районе 🍃🌺

Хонуу Куорэгэй -юный краевед, занимается 4 год в сетевом исследовательском проекте Научное лето. Пробует себя в разных направлениях. 2022 году проводила исследование по направлению Мерзлотоведение🌎❄, в 2023 г. - по Палеонтологии 🌳🦣, в 2024 - Энтомологии🐞🦋  В этом 2025 году выбрала направление Орнитология 🦅.

Каждое направление нравится. С большим удовольствием наблюдала и ведет наблюдения по разным направлениям. Благодаря проекту Научное лето онлайн Хонуу Куорэгэй принимала участие в научно-практических конференциях разного уровня и становилась призером на русском языке и родном якутском языке НПК "Бар5арыы". Выражаем искреннюю признательность и благодарность научным руководителем проекта Научное лето онлайн. 

Чашкина Алена, ученица 9 б класса МОБУ Саха гимназия г Якутска, участвовала по направлению Энтомология. В этом году решила изучать лекарственные растения в ИЖС Сергеляхское поле родного родового гнезда в Таттинском районе, сравнивать лекарственные растения. В данный момент изучает лекарственные растения. В будущем мечтает стать врачом.

Ефимова Катя начала наблюдать и изучать лекарственные растения ещё со 2 класса. В этом году хочет узнать более подробно о разных лекарственных растениях и научиться делать полезные продукты питания: напитки, сиропы, варенья.

Сивцев Коля не пернвый год участвует в проекте, ведет наблюдение за разными сортами картофеля на участке ИЖС Сергеляхское поле, наблюдает и за другими растениями, произрастающими вокруг. 

Сидорова Айыына два года изучала кувшинки. В этом сезоне проекта решила изучить насекомых и животный мир в Оймяконе.

Владимиров Дамир участник проекта Научное лето онлайн 2025 МОБУ Саха гимназия г Якутска отряда Альтаир. Занимается впервые. Наблюдает, выращивает с мамой арбуз и дыню в ИЖС пригорода Якутска в теплице, на улице.

Шилова Виктория, ученица 5 а класса МОБУ Саха гимназия г. Якутска, изучает лекарственные растения, делает гербарий.

Иванов Рустам, г. Якутск.  Наблюдает за дождевыми червями, смотрит, как они перерабатывают отходы овощей и фруктов, как размножаются. 🤔 


Каждый выбрал себе направление по интересам. 

Пожелаем ребятам удивительных открытий и удачи!

Ждем информацию о других участниках проекта 🤗

Тридцатый полевой сезон!

2025 год - юбилейный для школьной экспедиции "Эллэйада", это тридцатый полевой сезон экспедиции!

Экспедиция "Эллэйада" – это комплексная научно-исследовательская экспедиция школьников Хангаласского улуса, организованная в 1995 году на базе Ойской средней школы. Основное направление работы экспедиции – изучение памятников истории и природы, краеведение, биология и экология территории Средней Лены. Экспедиция "Эллэйада" - активный участник приоритетного проекта фонда - Регионального центра по выявлению и работе с одаренными детьми на базе Малой академии наук РС(Я). 

Во время экспедиции участники обнаруживают интереснейшие находки, которые привлекают внимание ученых мира. Все найденные материалы проходят тщательную экспертизу и подтверждение - у экспедиции есть связи с учными разных направлений науки в Якутии и России.  

Под руководством бессменного руководителя экспедиции Ноговицына Прокопия Романовича - известного в республике краеведа, учителя географии,  ребята совершают комплексные исследованияпо направлениям: ботаника, зоология, орнитология, палеонтология, археология,история, этнография.

"Старожилам" нашего проекта "Научное лето онлайн" хорошо знакомы новости об удивительных находках ребят экспедиции, ими регулярно делится Прокопий Романович в своих дневниках. Он не просто сообщает факты дня, но всегда сопровождает свои записи информационными справками, отсылками к научным источникам, приучая таким образом ребят уточнять любые сведения, развивать любознательность.

Публикуем и сегодня некоторые дневниковые записи экспедиции "Эллэйада".

Наш ИЮНЬ 2025

 "Благодарим Месяц Июнь за необыкновенные и радостные моменты новых Знаний и Открытий, за удивительные встречи и находки! 

 Юные эллэйадовцы ездили по реке Лене - величайшей полноводной и широчайшей реке Сибири и Мира, бродили по пустыням Якутии, где бегали древнейшие сайгаки, ходили по Седым Плейстоценовым Реликтовым Степям Мамонтов и Бизонов, любовались на цветущие растения,  среди которых и бегают длиннохвостые реликтовые евражки. 

 Искали и находили редчайшие белые и розовые цветы ирисов, венерины башмачки - настоящие желтые и капельно-пятнистые, находили и смотрели на красивейших "мультяшных" пауков и жуков редких и даже встретились нам вот такие восковые жуки и тоже восковые "барашки" - Кокци́ды (лат. Coccoidea). 

 Экскурсий и походов для любознательных было много, ходили вместе и познавали Мир Этнографии долины Эркээни с древнейшей историей. 

 Геологию проходили по поискам красных гранатовых песков и яшмоидных и кремневых камней. Палеонтология тоже у нас богатая по карьерам, да пашням, да полям нашего края.Искали и динобоны - окамневшие кости динозавров и, кажется, что-то проглядывается 

🧐😃🙂.АЛГЫС.


Деловая встреча с орнитологом д.б.н. Аркадием Петровичем Исаевым

1 июля 2025

Сегодня у нас деловая встреча с орнитологом,  доктором биологическихнаук Аркадием Петровичем Исаевым, ИБПК СО РАН - подытоживание весенних полевых работ эллэйадовцев и планировапние летних походов экспедиции школьников под руководством орнитологов ИБПК СО РАН. 

Получили задания. 

 Мичил Ноговицын получил дар от наследства д.б.н., член-корреспондента РАН из рук д.б.н. А. П. Исаева - как орнитолог юному орнитологу - роскошное издание "Сокровища русских музеев" - энциклопедия искусства. У нас экспедиция школьников "Эллэйада" комплексная и кругозор у нас должен быть широким, участвуют в нашей экспедиции и представители всех профессий. 

 Провели экскурсию в нашем Старом Ойском Дворе - юные эллэйадовцы Проня и Айсен провели самостоятельно экскурсию. И игры и экспонаты по литературе как всегда пользуются успехом - вспомнили и Льва Толстого и Александра Пушкина и Михаила Лермонтова."Кавказский пленник"" и на этот раз быстро освободился, заковали и забыли - а вот он ходит уже освободивший сам себя. 

 Потом выступили в малый поход по среднему кольцу наших заповедных уголков долины Эркээни с тренировочными заданиями для юных младших искателей: по ботанике среди ирисового фиолетового поля щетинистых ирисов искали белые альбовые цветы ирисов. На первом поле наши белые отцвели, но все равно нашли. Во втором поле уже опытные нашли сразу - молодцы младшие. 

Позанимались и по этнографии по проекту "Собираем Историю края по осколкам" - смотрели расколовшийся каменный жернов из юрского песчаника - символ нашей истории. Искали черепки керамики и осколки фарфора, смотрели на фрагменты длинной пилы с огромными зубцами для распиловки вручную бревен.      

Геология и палеонтология.Наверху террасы долины Эркээни на вспаханном поле искали "икряные" кремневые и агатовые и яшмовые камни.Ньургун Третьяков молодец - и на этот раз надыбил "икряные" камни - опыт сказывается. 

 Орнитологи Аркадий Петрович и Мичил провели малый обзор местности. Разновозрастной выездной отряд вот так с пользой провёл первый июльский день - впереди еще походы ждут в жаркие дни. 

Всем Удачи.Благодарим всех за любознательность и стремление к Знаниям!!! 

АЛГЫС. 

Центральная Якутия.Долина Эркээни. 


Под Знаком Беркутов и Каллы-Белых крыльев. 

3 июля 2025 г.

 Сегодня у нас орнитологический, ботанический и этнографический поход по долине Эркээни. 

 Лето в Якутии короткое - каждый день дорог и в связи с приездом гостей из города Якутска мы посетили место гнездования в нашем заповедном уголке якутской комариной тайги. 

 Юные эллэйадовцы с новым другом Артуром провели разведку места гнездования - острожно без шума подошли,  сфотографрировали и быстро ушли, фотокадров мало, но главное - на гнезде плотно сидит беркут-мать, прикрыв пуховых птенцов - виден только хвост. Молодцы разведчики - задание выполнено для наших друзей орнитологов.

 По ботанике невероятно повезло - искатель и наблюдатель редких растений долины Эркээни Проня доволен - еще одно редкое растение обнаружено для наблюдения ботаниками ИБПК СО РАН и СВФУ. Вот вдруг спросят ботаники, где бы найти заросли белокрыльников*, и вот Проня и укажет заповедный уголок для Науки.  Внизу под гнездом беркутов на речке обнаружили цветение белокрыльников - красивейших ароидных, единственных в своем роде аронниковых. 

На обратном пути показали наш красивейший исторический ландшафт на урочище знаменитой дореволюционной фамилии Кирилловых** под Усун Быраан. Исторические ландшафты обязательны для сохранения для последующих поколений, и вот с подрастающим юным поколением мы ходим и бродим по нашим урочищам - это им сохранять эти исторические ландшафты, связанные с именами легендарных предков-тыгынидов и других не менее знаменитых фамилий. 

 Походили и прямо на траве подняли горсть осколков фарфора кузнецовских дореволюционных фабрик - синие и розовые с позолоченными орнаментами. 

_______

 * Белокры́льник, или Ка́лла[1] (лат. Cālla) — род многолетних водно-болотных или прибрежных травянистых растений семейства Ароидные, или Аронниковые (Araceae). Род является единственным представителем подсемейства Calloideae и включает только один вид — Белокрыльник боло́тный (Calla palūstris L.). 

** У истоков этой большой семьи стояла мать Ксенофонтовых – Екатерина Максимовна Кириллова. Это она родила, вырастила и воспитала известного исследователя народов Азии, крупного российского этнографа Гавриила Васильевича, идейного движения «конфедералистов» Павла Васильевича, московского инженера Аркадия Васильевича, образованных служащих Константина, умершего в эмиграции, и Ивана, убитого в молодости Ильи, а также дочерей, ставших достойными женами и матерями.Екатерина Максимовна Кириллова, супруга Василия Никифоровича Ксенофонтова, была дочерью богатого якута Максима Кириллова родом из поселения Немюгю."


Руководитель экспедиции "Эллэйада" Прокопий Ноговицын

С Днем реки Лена

2 июля в нашей республике отмечается еще один интересный праздник - день рождения великой реки Лены — жемчужины и гордости республики. Праздник учрежден в 2013 году для привлечения внимания населения к сохранению уникальных природных объектов реки Лены и развития экологического туризма.

Река Лена - одна из самых величественных рек России, дает жизнь множеству видов растений и животных. Она является источником вдохновения для многих людей, притягивает своей неповторимой красотой и мощью. О ней сложено немало песен и стихов, снято фильмов и написано книг, полюбоваться красотой ее природы приезжают в Якутию люди со всех концов мира. 

Могучая Лена берет свое начало на отрогах Байкальского хребта и впадает в море Лаптевых на севере. Лена является одной из самых крупных рек России и единственной рекой, которая располагается в зоне вечной мерзлоты. Эта природная зона характеризуется хрупкостью и подверженностью к различным нарушениям, деформациям и наличие столь крупного водотока служит примером уникального ландшафта. С расположением в зоне экстремально низких температур также связана одна особенность: река замерзает от нижних частей (устья) в сторону верховья, а вскрывается во время таяния льда в обратном направлении.

Лена протекает в достаточно суровых и малонаселенных районах. Практически весь ее путь проходит в регионах вечной мерзлоты в Якутии и Иркутской области. Непосредственно на реке Лена стоит всего 6 городов.

Вот еще несколько интересных фактов о реке Лена:


  • Река была открыта в 1620-х годах, когда на ее берега ступили первые казацкие отряды. Пришли они сюда с простой целью – по рассказам эвенков на берегах «большой реки» можно добыть много пушнины.
  • От истока и до устья река Лена протекает только по территории России.Из всех рек Восточной Сибири Лена – самая крупная. Большую часть ее берегов окружает непроходимая тайга.
  • В своем верхнем стремительном течении Лена за тысячи лет, как скульптор-модернист, выточила в скалах причудливые формы «крепостных стен». Огромные, величественные утесы — Ленские столбы вздымаются по ее берегам чуть выше Покровска, достигая в высоту 200-300 м. 
  • Недалеко от поселка Качуг вдоль берега Лены находятся уникальные памятники наскальной живописи — шишкинские писаницы. Комплекс насчитывает более 3 тысяч рисунков, полотно которых растянуто на 3,5 км. Изображения животных, путешествий, битв, праздников и др. были выполнены в период от позднего неолита до XIX в.  
  • На правом берегу Лены протянулись песчаные дюны примерно на 1 км и создают полную иллюзию жаркой и засушливой местности, которую разрушают лишь окаймляющие местность сосны. До сих пор существует множество версий о происхождении этого феномена и ни одна из них не принята.
  • Реке Лене поставлен памятник «Красавица Лена» — так называется трехметровая скульптура, установленная на берегу реки в городе Олекминске. Это единственный монумент реке в Восточной Сибири.

  • На развитие реки существенное влияние оказывает глобальное потепление – это приводит к изменению русла в отдельных местах. Сейчас ведется постоянный мониторинг за развитием событий и прорабатываются варианты борьбы с таким положением вещей.


Больше подробностей и интересных фактов о нашей реке вы можете почерпнуть из следующих источников:

Река Лена

Река Лена – настоящее природное великолепие!

Куда впадает река Лена и ее хозяйственное использование

О невероятных легендах, связанных с Ленскими столбами можно прочитать здесь

Сардаана: природа, легенда, искусство. Онлайн-выставка

Заканчивается июнь, самый яркий месяц якутского лета. И завершается он цветением великолепных оранжевых цветов. Сардаана - украшение якутских лугов и долин.Когда-то сардаана занимала большие площади и покрывала ярко красным цветом все заливные луга, долину Туймаада и другие долины. Но с 2000 года это красивое растение внесено в Красную книгу республики как исчезающий вид. 

О том, как заботятся в Якутии о сохранении этого цветка можно узнать из интервью разных лет научных сотрудников Якутского ботанического сада ИБПК СО РАН, заглянув на эту страницу  или сюда.  

Об этом прекрасном цветке слагают красивые легенды, художники, поэты, артисты воспевают сардаану в своем творчестве, в честь этого цветка якутяне называют своих дочерей. 

 30 июня, начиная с 2012 года, в Якутии отмечается День Сардааны. В честь этого дня и во славу красоты сардааны в 2024 году в рамках проекта "Научное лето онлайн" прошел конкурс "Сардана - гордость творца". Свои работы на конкурс присылали не только участники нашего проекта, конкурс стал Всероссийским. Великолепие нашего якутского символа участники конкурса отразили в рисунках, фотографиях, увлекательных историях. (смотреть галерею работ

 В этом году мы предлагаем создать совместными силами выставку-галерею о сардаане

 Эта выставка станет нашим с вами подарком сардаане - лилии даурской, и традиции воспевать ее красоту, и нашим совместным вкладом в сохранение этого растения, воспитание сознательного, бережного отношения не только к нему, но и родной природе в целом. 

 Объявляем о начале регистрации участников Онлайн выставки "Сардана: Природа, Легенда, Искусство" 

 Идея выставки - представить разнообразие творческих интерпретаций сардааны, её значимость в экологии, народной культуре и творчестве, а также привлечь внимание к красоте родной природы. 

 Задачи выставки

 - Поддержка и развитие творческих способностей участников. 

- Привлечение внимания к природным символам и их роли в жизни человека. 

- Популяризация культурного наследия и экологической грамотности. 

- Создание площадки для представления красоты и разнообразия якутской природы в творческих работах школьников. 

 Разделы выставки 

(наименование направления и формат работ): 

 1. "Лилия даурская: жемчужина природы" - творческий фенологический дневник с рисунками, фотографиями, интересными страницами 

2. "Краски радости и надежды" - рисунки и картины (гуашь, акварель, масло и т.д. в любом исполнении); 

3. "Яркие мгновения" - фотографии и фотоколлажи: пейзажные, сюжетные, дать работе название, краткое описание;

4. "Лилия даурская: песнь о любви и красоте" - легенды и сказания о цветке, придуманные участниками (текст, комикс, мультфильм, видеофильм); 

5. "Цветочная симфония" - декоративно-прикладное искусство по выбору участника, представляется работа в формате фотографии, видео с пояснениями. 

6. "Лучи счастья" - 3-d модели, изображение с помощью нейросети. 

 К участию в выставке приглашаются юные исследователи - участники проекта "Научное лето онлайн 2025", школьники 1 - 11 классов и все желающие внести свой вклад в дело сохранения этого чуда природы. 

 Сроки 

с 1 июля по 26 июля - прием работ 

26 июля - 15 августа - экспертная оценка 

С 15 августа - выставка работ в галерее 

 Что и когда делать 

1. Ознакомиться с информацией о выставке 

2. Выбрать номинацию 

3. Сначала спланировать и подготовить работу 

4. Разместить работу на любом онлайн ресурсе И ТОЛЬКО ПОТОМ

5. Зарегистрировать свое участие и прикрепить ссылку на готовую работу, заполнив форму


 Все работы будут размещены на сайте и доступны для просмотра всем в интернете. Участники выставки получают сертификаты и свидетельства участия и вклада в общее дело. 

Уточнить детали и задать вопросы вы можете по адресу Конкурс Научное лето contest@phenonet.ru   

Скачать флаер (кликните по картинке)


Две недели проекта

Две недели со дня открытия шестого сезона проекта "Научное лето онлайн 2025" пролетели незаметно.За это время сформированы группы и участники уточнили направления своих исследований. 

Активно идет образовательный интенсив онлайн, где ребята постигают теоретические азы научного исследования в увлекательных беседах с учеными - научными консультантами направлений, слушают видеолекции, общаются в группах через мессенджеры. 

Такая форма не раз уже доказала свою эффективность тем, что позволяет общение и в режиме реального времени и асинхронно, когда можно к ученому консультанту обратиться напрямую с интересующими вопросами и получить быстрый ответ. Нелегко приходится ученым - ведь нужно в течение дня находить время для ответа на шквал вопросов, особенно когда речь заходит об уточнении вида и названий наблюдаемых растений, насекомых, явлений. 


 С окончанием образовательного интенсива по графику проекта начинается сезон полевых исследований. Но у природы свой подвижный график и каждое лето отличается от предыдущего сроками - то раньше, то позже происходят важные в жизни природы события. А для юных исследователей очень важно их не упустить. Потому наблюдения за выбранными природными объектами уже идут полным ходом. 

Июнь ведь самое прекрасное время в Якутии - нужно не только зафиксировать важные моменты и фазы развития растений, животных, насекомых, погодных явлений, но и насладиться красотой и великолепием цветущего родного края. Остановить мгновение! 

 Участники проекта делятся этой красотой в группах, присылая десятки фотографий и короткие видеозарисовки.

      

              

     

                

     

Мир не сужается до рамок только исследований и объектива телефонной камеры :). И в группах идет не только обсуждение методик исследования, выбора тем и консультирование по проблемам исследований. Ребята узнают очень много интересного о мире вокруг, сопутствующего их направлению и нет. 

Очень интересное обсуждение идет в группе направления Погода и климат. Александра Николаевна предложила ребятам ознакомиться с удивительной работой А.И.Угрюмова, известнейшего ученого и педагога, "Погода на холсте". Она посвящена отображению различных типов погоды в произведениях пейзажной живописи русских и зарубежных художников. Тут же возникла идея попробовать с метеорологической точки зрения рассмотреть картины якутских мастеров.... Озадачились :)

А Прокопий Романович Ноговицын, сам будучи глубоко интересующимся и разносторонним человеком, регулярно публикует не только дневниковые записи школьной экспедиции, но и делится пояснениями с научной стороны встречающихся явлений, растений, насекомых, птиц, привлекая различные источники информации. Практически про каждую травинку или цветок, птицу или предметы неживой природы он дарит ребятам увлекательные истории, открывая им якутскую природу всякий раз с разной стороны. Например, вот одна из недавних - "Упавшие на траву" - Владимира Попова. Вот с такой удивительной стороны открылась нам прозаическая болотная трава - аир тростниковый.

Сколько полезных знаний несет такой обмен информацией. 

Делитесь друг с другом интересностями, своими познаниями и открытиями окружающего мира. 
Мы не все сможем осветить в ленте проекта: пока публиковалась эта новость, в группах уже десятки новых сообщений и фотографий, но все же ждем ваших историй и новостей о том, что интересного вы увидели сегодня в мире, что узнали. 

Смотрите вокруг внимательными глазами, подмечайте, фиксируйте, не только для своей научной работы.... 

скоро вам это очень понадобится..... а зачем? .... 

мы сообщим вам в ближайщее время. 

Следите за новостями 😁

  










Научное лето онлайн 2025 в цифрах

Ну что ж, дорогие друзья, процесс пошел :)
Рабочие дни с момента торжественного открытия шестого сезона Научного лета наполнены активным взаимодействием в группах - уточняются участники, формируются группы по направлениям, обсуждаются планы на сезон, объявляется расписание лекций и онлайн встреч в группах, проходит знакомство новичков с научными консультантами. 


Параллельно ведется великий подсчет :) Теперь и вас всех сосчитали (вспоминая старый добрый мультик). Давайте взглянем на проект с высоты ее величества Цифры.

В шестом сезоне зарегистрировали свое  участие 305 школьников из 24 районов Якутии и трех регионов Российской федерации - Иркутской, Омской и Новосибирской областей. 

Исследованиями будут заниматься ребята из 63 образовательных учреждений и изучать они будут природу своего края в 56 населенных пунктах. А сопровождать их будут 114 наставников - педагогов и родителей.

Состав научных консультантов по направлениям исследований вы можете посмотреть на странице Руководители и организаторы проекта.

В этом сезоне исследования будут проходить по 10 направлениям. На диаграмме вы видите, как распределяются участники по направлениям. Традиционно, самое большое число участников в группах Ботаника: флористические и популяционные исследования, Энтомология, Орнитология, Погода и климат, Фенология растений.

 

 Наибольший интерес к исследованиям проявляют ребята средней возрастной категории - 5 - 8 класс. Но в этом году немало первоклассников и четвероклассников и даже один дошкольник!  Старшеклассникам предстоит экзаменационная пора и время выбора дальнейшего пути. Думается, такой выбор сделать легче тем, кто уже не один год  посвятил исследовательской деятельности.


Количество новичков в проекте, тех, кто присоединяется к Научному лету впервые в этом году, - 178, остальные участники занимаются исследованиями в нашем проекте уже несколько лет. И 5 человек в проекте продолжают свои исследования, начатые в 2019 году.


  Тем временем, пока мы вели подсчеты, наши юные исследователи смотрели первые видеолекции, знакомились с планом работы на это лето по своим направлениям, уточняли возникшие вопросы, общались с наставниками и учеными. 

  А некоторые уже и в поля выбрались и много интересного там обнаружили :) - известных и неизвестных насекомых, паучков и бабочек, растения, которые еще ждут своего "опознания"... И поделились щедро фотографиями в группах.




Друзья, присылайте фото своих команд, знакомьтесь друг с другом, обмениваайтесь впечатлениями от своих находок, рассказывайте о том, как проходят ваши исследования, делитесь интересностями в ленте новостей на сайте проекта. 

Всем вдохновения, энтузиазма и удачи!

Ступенька вверх по лестнице саморазвития

Не исследовать мир вокруг невозможно - исследовательский инстинкт заложен в человеке изначально. А вот направить интересы растущего человека, научить настоящему исследованию по всем правилам науки, помочь выработать полезные навыки в ходе исследования очень важно. Именно этим и занимаются участники детско-взрослого сообщества сетевого исследовательского проекта "Научное лето онлайн"

10 июня 2025 года состоялось открытие нового сезона научного лета. И конечно, онлайн :) 

Более сотни участников собрались на платформе Контур.Толк обсудить рабочие моменты проекта, увидеться со сверстниками-участнками прошлых лет, познакомиться с новичками и поздравить друг друга с новым сезоном интересного научного лета. 

Проект «Научное лето онлайн» впервые стартовал в июне 2020 года. Тогда более 200 участников - школьников и педагогов из разных районов республики исследовали окружающую природу своей местности. А сегодня был открыт уже шестой сезон! 

За эти годы более 1500 школьников Якутии стали участниками проекта, изучали природу своего края, освоили исследовательские навыки.Инициатором и координатором проекта является региональное отделение Малой академии наук РС(Я) — Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников Олекминского района. Реализация идет при поддержке Малой академии наук в тесном партнерстве с Институтом биологических проблем криолитозоны – подразделения Федерального исследовательского центра Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, Якутским научноисследовательским институтом сельского хозяйства им. М. Г.Сафронова ФИЦ ЯНЦ СО РАН, Институтом мерзлотоведения Сибирского отделения Российской академии наук, Академией наук РС(Я) и государственным природным заповедником «Олекминский». 

 На торжественное мероприятие открытия нового сезона онлайн платформа собрала и участников проекта - ребят, их наставников, научных консультантов, и гостей. 

От имени министерства образования и науки РС(Я) участников проекта приветствовал первый заместитель министра Ньургун Михайлович Павлов. Он обратил внимание на масштабность и актуальность проекта особенно для детей сельских школ и малых городов, подчеркнув, что проект такого рода невозможен без альтруистов - людей, борющихся за идеи и реализующих их, выходящих на новые горизонты. Ньургун Михайлович призвал ребят - юных исследователей с каждым разом становиться умнее, мудрее, стремиться к знаниям, непрерывно двигаться вверх по лестнице своего развития, и пожелал всем участникам проекта, чтобы летний отдых был полезен и прошел под девизом "Совершенствуйся!" 

 С приветственным словом к участникам проекта обратились представители Олекминской районной администрации Оксана Николаевна Саввинова, заместитель Главы муниципального района "Олекминский район" по социальным вопросам и Андрей Вячеславович Солдатов, начальник Управления образования Олекминского района, пожелав ребятам интересного и запоминающегося лета и поблагодарив организаторов и партнеров проекта за их труд и вклад в образование. 

"Важно, чтобы этим летом каждый нашел себе занятие по душе, освоил необходимые методики и провел свои научные исследования, чтобы осенью уже представить результаты и внести свой вклад в изучение родного края", - напутствовала участников руководитель проекта «Окружающий мир», директор Института естествознания, физической культуры и туризма Уральского государственного педагогического университета, кандидат географических наук Оксана Васильевна Янцер

 "Наука никогда не останавливается. Мы сами входим в этот мир исследователями и то, что вы этим занимаетесь, наши юные друзья, это замечательно, так как будет иметь продолжение в научных мероприятиях, особенно таких, как "Шаг в будущее", где ваши работы всегда хорошо принимаются", - с такими словами обратился к присутствующим Василий Климович Павлов, ректор Малой академии наук Республики Саха (Якутия). Он поздравил участников с началом нового сезона и, подчеркивая важность исследования и познания, пригласил всех в мир науки, в наше прекрасное лето открытий. 

 

 Бессменными научными руководителями направлений проекта выступают ведущие ученые Якутии, сотрудники научных институтов Сибирского отделения Российской Академии наук, Академии наук Республики Саха (Якутия), Научно-исследовательского института прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета, Олекминского заповедника.Научный руководитель проекта доктор биологических наук, заведующий лабораторией горных и субарктических экосистем Института биологических проблем криолитозоны СО РАН Аркадий Петрович Исаев отметил, что шестой сезон Научного лета состоится, благодаря инициативе самих участников, и это говорит о том, "что наше движение стало поистине народным". 

Аркадий Петрович отметил особую важность проекта для школьников и педагогов удаленных сел, куда ученым никак не добраться, а данная модель образовательного мероприятия делает возможным прямое общение ученых с ребятами и их наставниками. 

"Мы пять лет уже вместе, создан ценный цифровой ресурс на сайте проекта, которым могут пользоваться дети и взрослые", подчеркнул Михаил Михайлович Черосов, доктор биологических наук, директор научно-исследовательского института сельского хозяйства, руководитель Головного центра программы Шаг в будущее по РС(Я). Михаил Михайлович пожелал всем успешной работы над собой и удачи в новом сезоне. 

 Не только востребованность, но и развитие проекта отметила Елена Ивановна Троева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник отдела биологических исследований Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения Российской академии наук, руководитель самого многочисленного направления «Ботаника, флористические и популяционные исследования». 

 Наш проект не состоялся бы без его главных героев - юных исследователей. Многие принимают в нем участие, начиная с первых сезонов. Их упорство и настойчивость в исследованиях заслуженно получают достойную оценку - ребята становятся обладателями дипломов и наград научно-исследовательских конференций различного уровня.Участница и выпускница проекта, член Малой академии наук Республики Саха (Якутия), ученица Чычымахской средней общеобразовательной школы им. С.Р. Кулачикова-Эллэй" Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) Канаева Елизавета обратилась к наставникам и научным руководителям со словами благодарности: "Благодаря проекту мы стали лучше разбираться в науке, узнали больше о нашем родном крае, научились работать самостоятельно, достигли высоких результатов, участвуя в научных конференциях и конкурсах. Мы являемся научными волонтерами и надеемся, что наши открытия будут полезны в научных исследованиях." 

Свое видеопоздравление прислала Дьяконова Александра, ученица 2 класса Петропавловской школы Усть-Майского района. В этом году Александра впервые участвует в проекте «Научное лето онлайн». 

 Не обошлось и без музыкальных приветствий. Своей песней всех присутствующих поздравил Сидоров Герман, действительный член МАН РС(Я), ученик 8 класса Саха-гимназии г. Якутска. Герман является участником проекта с 2022 года. А Худаева Мичийэ, участница направления «Палеонтология», ученица 5 класса МБОУ «Кыллахская СОШ им. А.Л. Бахсырова» исполнила на хомусе удивительную композицию "Пробуждение природы". 

Завершила торжественную церемонию вдохновитель и руководитель проекта Ольга Юрьевна Рожкова: "Никто из нас не загадывал в 2020 году, что этот проект продлится так долго. Мы хотели сделать для ребят проект, чтобы ребята не чувствовали себя изолированными и могли посвятить летний отдых своему развитию, узнать что-то новое о своем родном крае. И вот получилось, что этот проект живет уже вторую пятилетку! О результативности проекта говорят отзывы его участников, для многих он стал отправной точкой в их развитии, их формировании как исследователей." 

  

  Уже завтра, 11 июня, состоятся первые вводные лекции научных руководителей, где ребята-участники проекта познакомятся с основными понятиями направлений, принципами работы и, конечно же, начнут определяться с темами своих исследований. Их ждет необычное лето: им предстоит осуществить увлекательные исследования и совершить удивительные открытия. 

 Дорогие юные исследователи, педагоги и родители, 

мы желаем вам интересно и с пользой провести это лето, обрести новых друзей, развить в себе новые умения и качества, проявить упорство и настойчивость в познании самих себя и нашей прекрасной природы и 

сделать еще один шаг вверх на новую ступеньку по лестнице своего развития!  


Научное лето онлайн-2025: шестой сезон проекта стартует завтра

 


Уважаемые коллеги и ребята! 

МБУ ДО «ЦТРиГОШ» МР «Олекминский район» РС(Я) от имени организаторов и партнеров приглашает вас 

на торжественное открытие шестого сезона сетевого исследовательского проекта 

«Научное лето онлайн-2025»,которое состоится 

📌10 июня 2025 года 

 📌в 15:00 часов (09:00 часов по московскому времени). 

 Ссылка для подключения

Всероссийский заповедный диктант 2025

Государственный природный заповедник «Олекминский» и Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников Олекминского района приглашают школы, библиотеки, дома культуры к участию во Всероссийском заповедном диктанте, приуроченном к празднованию Дня эколога! 


Заповедный диктант - Всероссийская экологопросветительская акция, целью которой является привлечение внимания к красоте и уникальности заповедной природы, формирование бережного отношения к природе, знакомство с заповедными профессиями. Первый Заповедный диктант состоялся в 2021 году в рамках Всероссийского Марафона Друзей заповедных островов и проводится ежегодно. 

    Провести диктант можно в период  до 11 июня 2025 года и предоставить информацию об этом по ссылке

    Проект рассчитан на участников в возрасте от 12 лет и призван привлечь внимание общественности к вопросам сохранения и улучшения состояния окружающей среды. 

    Все материалы для проведения заповедного диктанта размещены здесь, включая шаблоны дипломов для победителей и участников. 

     Организаторы акции — ФГБУ «Росзаповедцентр» и Российская государственная библиотека для молодёжи.

Включайтесь в число участников Всероссийского заповедного диктанта!

Идет регистрация участников - Научное лето онлайн 2025

Идет прием заявок на участие в шестом сезоне сетевого исследовательского проекта «Научное лето онлайн - 2025»👏 


Чтобы зарегистрировать свое участие, пожалуйста, перейдите по ссылке

Сетевой исследовательский проект "Научное лето онлайн 2025" открывает шестой сезон.

В ходе проекта в течение летних каникул школьники проводят одновременные биологические, экологические, географические и палеонтологические исследования по 11 направлениям в разных уголках Якутии с использованием единых методик и программ. 

"Исследуем, открываем для себя мир и обретаем новых друзей!" - таков девиз проекта.

Проект дает отличные возможности для познания природы своегокрая, развития ребят в общении с учеными, наставниками,  сверстниками в ходе интересной деятельности - открытии иисследовании мира вокруг. У ребят развиваются новые навыки, появляются новые результаты и  достижения, а педагоги совершенствуют свои методы работы, в том  числе и в применении современных технологий в образовании.

Лучшие исследовательские работы получают путевку на республиканскую научную конференцию-конкурс  молодых исследователей им. Академика В. П. Ларионова «Шаг в будущее – Инникигэ хардыы – Professor V.P.Larionov «A Step into the Future» Science Fair».Победители и участники итоговой онлайн защиты получают дипломы и сертификаты.  Многие юные исследователи в ходе проекта представляют свои исследования на научных конференциях  республиканского  и всероссийского уровня.

В полевом сезоне 2025 года предусмотрены следующие направления: 

🟠орнитология; 

🟠энтомология; 

🟠фенология растений; 

🟠мерзлотоведение; 

🟠палеонтология; 

🟠ботаника, флористические и популяционные исследования; 

🟠цифровая картография и геоботаническое картографирование; 

🟠погода и климат; 

🟠биотехнологии плодово-ягодных растений Якутии.


Хотите стать исследователями природы своих окрестностей, совершить невероятные открытия под  руководством ведущих ученых республики и педагогов-наставников, сделать важные шаги в развитии своей личности? 

Включайтесь в команду исследователей, создающих Летопись  природы Якутии.

Подать заявку можно до 6 июня 2025 года включительно.

Дозорные не дремлют

Вахта снежного дозора завершилась с последним растаявшим снегом.... 

Но наши дозорные не дремлют 😁 Весной в природе постоянно происходят какие-то перемены. А май - очень интересное время: каждый день приближает нас к короткому лету, у природы много дел и каждый час на счету - деревья нарядить в весенне-летний наряд; цветы завязать, раскрыть-распустить; плоды потом растить; птиц перелетных вернуть домой - им еще гнезда вить, птенцов выводить, полетам обучать. 

Лето близится. Каждый день дозорные выявляют новые перемены вокруг 🌿🌱 

Цветет якутская сакура - рододендрон даурский, набирает цвет черемуха, яблонька зацвела, зазвенели птичьи голоса в округе.



 

 Дозорные все подмечают: набухшие почки, появление бутонов и цветов подснежника, листьев одуванчика, подорожника; зафиксировали прилет коршуна, грачей, чайки, цапли, трясогузки; увидели бабочку крапивницу, комара, паука. Отследили последний снегопад, первый дождь, первую грозу, освобождение реки ото льда - все на карандаш, всё нужно занести в дневник наблюдений. И из таких записей с разных мест складывается общая картина того, как природа готовится к лету.


                                                                             Фотографии участников сети детского экологического мониторинга "Экос"


Был месяц май....

 Яркий май за окном. Лето подступает. Оно уже совсем близко! И главный тому признак - возвращение перелетных птиц. Облетают свои места с громким цвирканьем: "Всем привееет! Мы здесь уже! Лето вам принесли!" Радостно.

 Несколько недель страна жила памятью о военно-исторических событиях, помня и чтя боевые и трудовые подвиги старших поколений, вспоминая победный май сорок пятого года -  80 лет назад, отдавая честь и долг памяти героям тех времен. 

 А тем временем за окном май сегодняшний, уже 2025 года... Природа ликует и празднует близкий приход лета. Где-то отцвела уже почти черемуха, зацветает сирень, а где-то еще только подснежники явились миру и ледоход шумит на могучей северной реке. И манит теплое солнце уже выйти на склон сопки, опушку леса, в поле, вдохнуть этот майский аромат оттаивающей земли, распускающейся листвы, порадоваться появившимся подснежникам, цветущему багульнику. 

18 мая в Якутии отмечается День подснежника (Ньургуһун күнэ). Подснежники у нас разные - желтые, фиолетовые, на коротких мохнатых ножках. И юные исследователи экспедиции школьников Хангаласского улуса "Эллэйада" уже приступили к своим весенним наблюдениям за птицами и растениями. Они давно занимаются поиском редких растений, в том числе наблюдают и за подснежниками редкой окраски, и своими наблюдениями, размышлениями и версиями делятся в группе. 

                                                                       Фото Прокопия Ноговицына 


 Команда "Кадар" (Себян-Кюель, Кобяйский улус) в ожидании летнего сезона делится своими прошлыми наблюдениями:"Вспоминая прошлые сезоны Научного лета, пролистываем наш фотоальбом. Среди разных фотографий особое место в нём занимает прекрасная Дриада с белыми цветками (на территории Себян-Кюель растут Дриада большая и Дриада точечная). Маленькие цветки Дриады удивляют своими аккуратно завёрнутыми и сложенными вниз волокнами, которые в августе превращаются в пушистые чудо. Летом дети каждый раз рассматривают их с восторгом и удивлением". 

                                                              Фото руководителя команды Н.Алаганчаковой 


 15 мая прошел традиционный Единый фенологический день. Главные объекты наблюдения - черемуха и береза. В этот день все участники наблюдают за природой вокруг и фиксируют изменения в своей местности. И потому в объектив участников попадают смородина и бузина, ива и охта, и другие растения своего края. 


К Всероссийской акции Единый фенологический день присоединились и участники сети детского экологического мониторинга - проект «ЭКОС» - из Олекминского района Якутии. Какую красоту наблюдали ребята можно посмотреть тут 

Да и независимо от дат и акций интересно и радостно наблюдать, как меняется природа вокруг, как отогревается от суровой зимы и расцветает любимая земля, родной край. 





Олекминский Общественный экологический центр приступает к работе

 На базе Олекминского Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников создан и приступает к работе Общественный экологический центр.


    

      6 мая 2025 г. состоялось установочное совещание по работе общественного Экологического центра, созданного на основании Указа Главы Республики Саха (Якутия) №245 от 12.03.2024г. «Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия) 2030 года» и в соответствии с распоряжением Главы муниципального района «Олёкминский район» Республики Саха (Якутия) №309 от 10.04.2025г. 

Созданный в апреле текущего года общественный Экологический центр является совместным проектом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и администрации Олекминского района.

  На совещании присутствовали Глава района Николай Николаевич Харбин, руководитель управления развития инфраструктуры администрации района Линда Ивановна Торохова, представители Олёкминского лесничества, Олёкминский инспекции государственного экологического надзора, Управления образования и Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников Олекминского района. 

 Общественный Экологический центр - это пространство для экологического просвещения населения и его сплочения через совместное взаимодействие с организациями.Основными целями Экоцентра является: 

  •  привлечение общественности к проблемам экологии и загрязнения окружающей среды, а также расширение взаимодействия с официальными властями; 
  • объединение местных активистов, организаций и населения в стремлении улучшить экологическую обстановку;
  • повышение экологической грамотности; 
  • развитие экологических сообществ региона; 
  • посредничество между обычными людьми и переработками для сбора и сдачи вторсырья. 

В республике такие центры уже созданы в Вилюйском, Горном, Намском, Верхневилюйском, Абыйском и Усть-Майском районах. 

Как отметил Николай Николаевич, выбор действующей базы инфраструктуры для создания Экоцентра в Олёкминском районе не случаен - одним из ведущих направлений в работе Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников на протяжении многих лет является естественно - научное направление и работа поэкологическому образованию.Николай Николаевич выразил надежду, что к работе по формированию экологической культуры населения подключатся все заинтересованные в этом структуры - система образования, природоохранные структуры, культура, общественные организации и объединения. 

 На данном этапе формируется общий план мероприятий на 2025 и 2026 годы. 

 ЭКОЛОГИЯ - НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО

Близится 15 мая - Единый фенологический день

Друзья, традиционно приглашаем всех к майскому наблюдению за природой - 15 мая – Всероссийский Единый фенологический день! 🌷🌱🌳

Участвовать в нем могут все желающие вне зависимости от места проживания, возраста и места работы или учебы.

Организаторами проведения Единого фенологического дня являются Научно-образовательный Фенологический Центр Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург) и фенологическая секция Свердловского отделения Русского географического общества. Организатором в Республике Саха (Якутия), при поддержке Якутского отделения Русского географического общества,  выступает Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников города Олекминска и Молодежный клуб Русского географического общества «Олёкма». 

 🌳Обязательными объектами наблюдений являются черёмуха и береза. 

 📸Наблюдения за растениями рекомендуется провести во второй половине дня 15 мая. Результаты своих наблюдений можно отправить с 15 по 17 мая 2025г. (форма для заполнения откроется 15 мая).Итоги Единого фенологического дня будут подведены 5 июня, во Всемирный день охраны окружающей среды, и размещены 🌐 на сайтах Научное лето онлайн, официальном сайте ЦТРиГОШ,   📱 в нашем сообществе «ВКонтакте»📱 на нашем официальном телеграм-канале 

 📝Все участники, приславшие материалы, получат электронный сертификат Якутского отделения Русского географического общества. 

 🙌 Собранные совместными усилиями данные внесут свою лепту в изучение проблем глобального потепления климата, помогут ученым составить общую картину сезонных изменений в природе. 

 Координаторы: МБУ ДО «ЦТРиГОШ» МР «Олёкминский район» РС(Я), г. Олёкминск, ул.Филатова д. 6.Время работы: понедельник - пятница с 09:00 до 17:30 часов, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00 часов.Тел: 8 (41138) 4-20-89, 4-16-83

 📲 Рожкова Ольга Юрьевна, Тел.: 89243689276; почта: orozkova614@gmail.com 

 📲 Энес Юлия Вячеславовна, Тел.: 89244667801; почта: yu.en@bk.ru 


 #МкРгоОлекма #МкРГОЦТРиГОШ #ЦТРиГОШ #ОбразованиеЯкутии #ЮныеЯкутяне 

#МАНРСЯ #РРЦЮЯ #ЕдиныйФенологическийДень2025 #ЕФД2025

Загрузить еще