Защита работ. День второй

27 сентября состоялся второй день защиты исследовательских работ участников сетевого проекта "Научное лето 2020 онлайн". 

Эксперты:

Павлов Василий Климович, ректор МАН РС(Я) 

Яковлева Александра Васильевна, проректор по научно-методической работе МАН РС(Я) 

Егорова Нюргуяна Назаровна, к.б.н., доцент биологического отделения Института естественных наук ФГАОУ ВО СВФУ им.М.К.Аммосова 

Лаптева Яна Афанасьевна, начальник научно-методического отдела МАН РС(Я) 

Григорьева Анастасия Анатольевна, научный сотрудник Якутского научного центра комплексных медицинских проблем.

Программа второго дня защиты находится здесь.  

Во второй день были представлены на защиту работы по направлениям: лекарственные травы, фенология растений, геоботаническое картографирование, популяционная ботаника, которые по разным причинам не были заслушаны в первый день. 















Основное направление второго дня - зоологические исследования: орнитология и энтомология.
















Представлено к защите было более 40 работ. 

Завершился этап защиты работ напутственными словами ученых-наставников. Ректор МАН РС(Я) Павлов Василий Климович поздравил ребят с успешной защитой и отметил, что было много интересных и ярких работ, красочно оформленных, выполненных с любовью. "Участие в этом проекте показало, как много можно сделать за лето, но не стоит останавливаться, нужно продолжить работу, оттачивать навыки, углублять исследования и тогда это будет настоящей наукой", - сказал Василий Климович.

Эксперты и научные руководители поделились своими впечатлениями об участии в проекте, отметив большой труд и ребят и педагогов. Все участники, несомненно, получили ценный опыт, приобрели новые знания и навыки. Эксперты пожелали юным исследователям успехов и настойчивости в дальнейшем продолжении их исследований. 















Первый день защиты

Сегодня состоялся первый этап защиты исследовательских работ участников проекта "Научное лето 2020 онлайн". Защита проходила в режиме Zoom-конференции. 
















Полный текст программы можно посмотреть здесь

Эксперты и участники конференции 

Павлов Василий Климович, ректор МАН РС(Я) 

Яковлева Александра Васильевна, проректор по научно-методической работе МАН РС(Я) 

Егорова Нюргуяна Назаровна, к.б.н., доцент биологического отделения Института естественных наук ФГАОУ ВО СВФУ им.М.К.Аммосова 

Лаптева Яна Афанасьевна, начальник научно-методического отдела МАН РС(Я) 

Павлова Валерия Валерьевна, младший научный сотрудник ЯНЦ (Якутский научный центр) СО РАН 

Григорьева Анастасия Анатольевна, научный сотрудник Якутского научного центра комплексных медицинских проблем 

Анна Николаевна, методист научно-методического отдела МАН РС(Я). 







С приветственным словом к участника обратились Павлов Василий Климович, ректор МАН РС(Я), Яковлева Александра Васильевна, Егорова Нюргуяна Назаровна,  Черосов Михаил Михайлович, д.б.н., научный руководитель проекта.

  Обзор о проведенной работе в рамках сетевого проекта «Научное лето 2020 онлайн» сделала Рожкова Ольга Юрьевна, инициатор и руководитель проекта.  

Затем слово было дано ребятам-участникам проекта. Каждый представил свою исследовательскую работу по избранному направлению. В первый день на суд экспертов было представлено более 30 работ.






Готовимся к защите

Дорогие участники проекта "Научное лето 2020 онлайн", 

Проект подходит к своей финальной стадии - завершению. 

26 - 27 сентября состоится итоговая защита работ, выполненных участниками по выбранным направлениям проекта.  

Требования к защите были ранее разосланы по группам. Даты согласованы. Шаблон презентации для отчета можно скачать здесь. Пройдите по ссылке, создайте копию шаблона и сохраните ее себе на диск.

Время защиты в группах будет указано отдельно, следите, пожалуйста, в группах за сообщениями.


Всем удачи и вдохновения!!

Сверяем фенологические часы. Осень

Дорогие друзья!

Незаметно наступила осень, и мы приглашаем всех желающих принять участие в осеннем Едином фенологическом дне (ЕФД) – 15 сентября. 

Объекты наших наблюдений – деревья и кустарники, произрастающие в Вашей местности. По предложенной учеными Уральского университета шкале, необходимо определить степень изменения окраски листвы на осеннюю и степень листопада. Если Вы участвовали в весеннем 15 мая, ЕФД, то наблюдения желательно провести за сфотографированными (наблюдаемыми) ранее объектами. 

В первую очередь ученых будет интересовать состояние березы, черемухи и лиственницы, которые являются индикаторными видами смены фенологических сезонов года.Если вы собираетесь участвовать впервые, или за каким-то видом вы ещё не наблюдали, необходимо выбрать постоянные объекты наблюдений, за которыми вы сможете наблюдать и в следующем году. Таким образом, Вы сможете пополнить сеть общественных наблюдателей за сезонными изменениями в природе. 

15 сентября необходимо, внимательно осмотреть, деревья и кустарники, которые вы выберете для своего наблюдения, а затем сравнить их фенологическое состояние с предлагаемыми феношкалами.

Подробные инструкции и шкалы наблюдения вы найдете здесь. 

Образовательная смена Сберкампуса: подводим итоги

Подведены итоги смены двухнедельного образовательного интенсива «Сберкампус» на базе Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников Олекминского района. Участниками смены стали школьники из 14 районов Республики Саха (Якутия). В течение двух недель ребята из 40 образовательных учреждений Якутии изучали современные технологии для реализации собственных проектов.  

Об итогах первого опыта дистанционного образовательного интенсива и работе на школьной цифровой платформе пишет педагог-организатор Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников И.П.Янкова.

Читаем здесь

С новым учебным годом!

Как ни старались мы остановить лето, удерживая его мгновения в дневниках и фотоснимках, время неумолимо  привело к порогу осень....  И об этом говорят не только явные признаки перемен в природе. На календаре 1 сентября... Осень  - новый сезон в природе, новый учебный год в школе.

Команда организаторов проекта "Научное лето 2020 онлайн" поздравляет всех участников - ребят, педагогов, родителей, научных руководителей проекта, - с новым учебным годом!


Каждый новый учебный год мы все начинаем с чистой доски. Пусть начинающийся год будет для всех интересным и плодотворным и впишет на доску каждого новые знания, новые открытия, новые цели на будущее!


Сберкампус: первая смена закрыта

Сегодня, 29 августа, состоялась заключительная ZOOM – конференция двухнедельного образовательного интенсива «Сберкампус». Руководитель Центра творческого развития Ольга Юрьевна Рожкова, поприветствовала участников конференции и поздравила всех с успешным окончанием смены Сберкампуса. В этом проекте Центру творческого развития поддержку оказывает Администрация Олекминского района, партнерами являются Малая академия наук РС(Я), Институт биологических проблем криолитозоны обособленного подразделения ФИЦ ЯНЦ Сибирского отделения РАН (ИБПК СО РАН), Государственный природный заповедник «Олекминский». 


От имени постоянного партнера ИБПК СО РАН с приветственным словом выступил Михаил Михайлович Черосов, председатель Общественного совета при Министерстве образования и науки РС (Я), доктор биологических наук. 

Людмила Евсеевна Будыкина, начальник учебной части МАН РС (Я) передала ребятам свои искренние поздравления и пожелала им дальнейших успехов в исследовательской деятельности. 


Организаторы смены, Юлия Вячеславовна Энес и Ирина Петровна Янкова, представили результаты работы участников на Школьной цифровой платформе и выполнения дополнительных заданий в «Лаборатории изменений». Работа велась по двум трекам: естественно-научный трек и картография и урбанистика. 

На протяжении всего интенсива с ребятами работали наставники кейсов: М.М. Черосов, заведующий лабораторией генезиса и экологии почвенно-растительного покрова ИБПК СО РАН, д.б.н; Е.И. Троева, старший научный сотрудник Лаборатории генезиса и экологии почвенно-растительного покрова ИБПК СО РАН, к.б.н.; А.А. Попов, научный сотрудник лаборатории экосистемных исследований холодных регионов ИБПК СО РАН, к.б.н.; М.И. Захаров, педагог дополнительного образования Дома научной коллаборации СВФУ; О.Ю. Рожкова, директор МБУ ДО «ЦТРиГОШ», к.б.н.; Т.В. Таций, заместитель директора по научно-методической работе МБУ ДО "ЦТРиГОШ». Они рассказали, какие трудности возникали во время работы, высказали свои пожелания по поводу дальнейшего продвижения проектов и пожелали всем участникам ярких идей и новых интересных открытий. 



Во время конференции были представлены самые лучшие проекты в каждом кейсе. Участники поделились результатами своих исследований, рассказали с какими препятствиями столкнулись при выполнении заданий и как они находили решение в таких ситуациях. 

 Гостем на закрытии смены Сберкампуса была руководитель дополнительного офиса Олекминского Сбербанка Лариса Михайловна Горохова. Лариса Михайловна передала участникам свои теплые поздравления с успешным окончанием смены: «Вот и подошла к концу смена. В течение этого времени резиденты и их наставники провели много весёлых и познавательных часов. Это была и теоретическая работа, где вы знакомились, выстраивали направление работы, и практические занятия. Самые увлекательные моменты всегда происходят в командной работе. Сколько же нового для себя открыли ребята в нашем регионе! Но мы не прощаемся. С уверенностью можем сказать, что эта работа всех увлекла. И точно ряды Ваши пополнятся! Ждём Вас на смене Сберкампуса следующим летом!». 

    По окончании мероприятия Ольга Юрьевна пожелала всем участникам интенсива дальнейших успехов в продвижении результатов своих исследований, полученных во время смены.Каждый участник образовательного интенсива «Сберкампус» получит сертификат, футболку с логотипом Сберкампуса от ПАО «Сбербанк», а самые лучшие проекты будут отмечены памятными призами от МБУ ДО «ЦТРиГОШ».     

   








Участники о смене Сберкампуса

«Здравствуйте, я Николаева Изабелла, я хочу написать отзыв. Поначалу я испугалась, потому что всё казалось сложным и непонятным. Но Елена Ивановна так интересно рассказывала, объясняла, что я постепенно увлеклась и даже поняла, что мы бегаем по траве, играем, на огороде срываем сорняки и выбрасываем, а они все оказывается полезные. Спасибо Елене Ивановне и другим участникам лагеря "Сберкампус" за новый опыт, новые знания». (Николаева Изабелла, ученица МБОУ "Павловская СОШ им. В. Н. Оконешникова", Мегино - Кангаласский улус.)

  «В смене сберкампуса мне все понравилось. Это была очень хорошая возможность попробовать себя в роли натуралиста и познать мир растений». (Никифорова Милена, ученица 11 класса, МБОУ "Усть-Нерская гимназия", Оймяконский район). 

«Здравствуйте! Честно сказать, я не очень хотела принимать участие в этом лагере, но все же пришлось. Мне понравилось делать проекты, изучать поселок. Также я познакомилась с ребятами и уже успела с ними встретиться в городе. Кратко сказать, Сберкампус - это классно!» (Максимова Ираида, ученица 6 класса, МБОУ «Кыллахская СОШ», Олекминский район.)

 «Мы, члены команды "Сияние Севера" очень рады были заниматься исследованием растений, узнали много о лекарственных растениях, их значении и роли для человека. Очень жалеем, что из-за низкой скорости и плохого качества Интернета не смогли принять участие в онлайн мероприятиях. Спасибо большое организаторам за интересные моменты научного лета!» (Команда «Сияние Севера», Арктической гимназии, п. Тикси Булунского района:•Винокурова Анастасия, 9 класс•Кузьменко Елена ,11 класс•Потапов Дмитрий ,8 класс•Лобко Виктория, 8 класс•Стручкова Алина, 8 класс•Тимборовская Анна,10 класс) 


Желаем всем участникам творческих идей и новых свершений!

И до встречи на очередной смене Сберкампуса!


В краю бегущих оленей

Эльвира и Лалина Алаганчаковы со своим руководителем Надеждой Олеговной вернулись из исследовательской поездки в труднодоступные места Верхоянских гор. Они побывали в стойбище оленеводов, изучали растительность в окружающей местности, собирали гербарий, привезли очень много замечательных фотографий и делятся с участниками проекта "Научное лето 2020 онлайн" своими "записками юных исследователей".

Познакомиться с их путешествием можно здесь.

Либо можно воспользоваться вебпросмотром альбома с сервиса Canva.

Приятного просмотра!

Вы можете задать вопросы девочкам и Надежде Олеговне ниже в комментариях. Для этого нужно открыть новость в отдельном окне, кликнув по заголовку.

Учимся рисовать с LISTIK ART

Уходит август. Осень на пороге... на календаре еще лето, но осень уже заявляет о себе броскими мазками ярких красок. Хотите остановить мгновенье разноцветного лета или запечатлеть  на листе бумаги приход золотой осени, но не хватает умений рисовать?

Студия позитивного рисования Listik Art вам в этом поможет. 

Студия позитивного рисования "LISTIK ART" (г.Якутск) открыла свои двери в 2016 году. Основным направлением работы стали веселые и познавательные мастер-классы по живописи для детей и взрослых. Кроме того, преподаватели студии проводят благотворительные уроки для ребят из малоимущих семей и тех, кто остался без попечения родителей или находится в трудной жизненной ситуации. С 2019 года "LISTIK ART" сотрудничает с мультимедийным парком РОССИЯ - МОЯ ИСТОРИЯ. 

С началом пандемии Студия перешла на дистанционный формат работы, проводит онлайн и оффлайн занятия. Руководителем Студии позитивного рисования "LISTIK ART" является София Пшенникова, студентка 4 курса Якутского художественного училища им. П.П.Романова (г.Якутск). 

Для ребят нашего города студия предлагает два масте-класса. 

Итак, готовим краски и кисти, призываем вдохновение и..... 

Начинаем!     


                                




  

   

                          


   Мастер-класс "Полевые цветы"        Мастер-класс с девочкой


Они вернулись!

19 июля участницы Научного лета из команды "Кадар" Эльвира и Лалина Алаганчаковы вместе со своим руководителем Надеждой Олеговной отправились с исследовательскими целями в дальнюю поездку - труднодоступное оленеводческое стадо. Короткую новость об этом вы, конечно же, читали.

Пару дней назад наши неутомимые исследователи вернулись из поездки в "край бегущих оленей" - так поэтично они называют то удивительное место. Получили массу незабываемых впечатлений, сделали много фотографий, исследовали близлежащие окрестности и пробирались далекими горными тропами. И без приключений, конечно же, не обошлось.

Вернувшись домой, Надежда Олеговна спешит на связь с коллегами по проекту: 

"Собрали гербарий высокогорий и насекомых: в основном гусениц. Сейчас они в коконе. Исследовали мхи и лишайники. Попытались всё охватить. 

Если б не было медведей, то целыми днями бы исследовали. А так полевые исследования прошли в спешке, с опаской. Очень помешал дым лесных пожаров: из-за этого много мошкары и комаров. В целом всё прошло хорошо. Дети довольны. Много фотографий. Может, среди снятых растений редкие есть..." - это несколько лаконичных строк в мессенджере... 

А хотите узнать детали об экспедиции, об удивительных находках и неожиданных событиях? Запасайтесь терпением и следите за новостями. 

Вас ждет увлекательное чтение :)

                   


Природные символы моего края

Все мы дети природы. 

У каждого народа и даже в каждом краю есть свои природные символы, почитаемые веками. Среди природных символов народа Саха - белое солнце на морозном небе, белая птица стерх - символ красоты и чистоты, яркий цветок сардаана - символ любви и счастья; орел - символ великодушия и прозорливости; соболь - символ природного богатства; конь - верный друг богатыря... 

Проект "Научное лето 2020 онлайн" объединил ребят и педагогов разных районов Якутии, и им было предложено представить свое видение - какие растения и животные могли бы стать символами их родного края. 

Предлагаем вашему вниманию небольшой альбом, в нем - идеи и рисунки ребят-участников проекта. 

Если кто-то вдруг вспомнит, что забыл отправить рисунки, ждем и с удовольствием дополним альбом :)


Смена Сберкампуса в полном разгаре


14 августа состоялось онлайн-открытие летнего образовательного кампуса, организуемого Сбербанком и Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» стал одним из победителей отбора на предоставление федерального гранта на софинансирование реализации проекта по организации образовательного интенсива в период летних каникул.⠀Участвуя в онлайн смене Сберкампуса, дети смогут получить знания и навыки по самым современным направлениям под руководством опытных ученых-наставников. 

В программе Сберкампуса на базе нашего Центра принимают участие 120 детей в возрасте от 12 до 17 лет.Уникальность программы в том, что в ее основе лежит смешанное обучение – онлайн и оффлайн формат. Участники смогут заниматься проектной деятельностью, обмениваться опытом и принимать участие в дискуссионных площадках, используя Школьную цифровую платформу от Сбербанка. Двери образовательного кампуса будут открыты в период с 14 по 27 августа. Ребят ждут интересные треки, эксперименты и темы кейсов для разработки. Выбор направлений достаточно обширен – «Исследовательский/естественно научный трек», трек «Картография и урбанистика».Каждый трек содержит кейсы, над которыми ребята работают. ⠀ 

Трек "Картография и урбанистика" 

Кейс "UrbanGreenGIS» 

Наставники: М.М.Черосов, д.б.н., ИБПК СО РАН  и М.И.Захаров, СВФУ. ⠀ 

Возможно ли организовать городское пространство комфортно для всех людей с помощью применения космических снимков как качественных источников информации по растительному покрову (первое, что мы видим на космическом снимке).Мы хотим научить участников кейса работать в геоинформационных программах и создавать цифровые карты на примере изучения растительного покрова поселений, в которых живут участники проекта, а также организовывать общественные пространства с позиции озеленительных мероприятий.⠀ 


«Исследовательский/ естественно научный трек»

Кейс «В поисках целебной флоры» 

Наставник Е.И.Троева, к.б.н. ИБПК СО РАН   ⠀ 

Вовлечение учащихся в реализацию исследовательских проектов, направленных на изучение биоразнообразия и его регионального компонента, экологического мониторинга окружающей среды и поиска перспективных видов растений для фармацевтической промышленности.В рамках предложенного кейса учащиеся на начальных этапах знакомятся с флорой родного края; учатся сравнению объектов между собой по заданным критериям, аналитической работе; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приобретают навыки визуализации полученных данных, проведения социологического опроса.Результатом является составление списка флоры лекарственных растений исследуемого района с указанием их лекарственных свойств, флористический анализ, анализ лекарственных свойств по семействам, понимание воздействия экологических условий на жизненное состояние растения, оценка осведомленности населения о правилах фитотерапии.Данный кейс предполагает проведение полевого исследования, а также реализуется с использованием специальной и учебно-методической литературы. 


Кейс «Охотники за насекомыми» 

Наставник А.А.Попов, к.б.н. ИБПК СО РАН  

В школьной программе насекомым уделяется небольшое количество времени, тогда как они играют исключительно важную роль в нашей жизни. Одни из них приносят большую пользу, опыляя растения, доставляя нам мед, шелк, медикаменты, являются кормом для птиц, рыб, являются природными регуляторами численности некоторых насекомых-вредителей. Другие насекомые, наоборот, расцениваются человеком, как злобные вредители, так например, некоторые из них являются переносчиками опасных болезней, таких как малярия, дизентерия, тиф, чума. Некоторые насекомые при массовом размножении могут вредить культурным посадкам, садам, огородам и даже естественным природным насаждениям, так например, гусеницы сибирского шелкопряда могут уничтожить многие гектары лиственничного леса. Кроме того, насекомые – это наиболее доступный, удобный и содержательный объект для ознакомления школьников с окружающей природой. Наконец, ловля, содержание и хранение насекомых не требует особых сложных условий и доступны широкому кругу.При прохождении этого кейса учащиеся ознакомятся с миром насекомых, научатся энтомологическим методикам сбора и обработки материала в полевых условиях, получат первичные навыки идентификации насекомых по определителям. 

Кейс «Фенологический марафон.Осенний маршрут» 

Наставник Рожкова О.Ю., к.б.н. МБУ ДО "ЦТРиГОШ"

Основная идея модуля — активизация исследовательской деятельности учащихся по естественнонаучному направлению, развитие метапредметных компетенций через организацию самостоятельных исследований по изучению сезонных изменений природы своей местности.В основе кейса лежат предметные области: биология и география. В процессе реализации кейса учащиеся работают с гипотезой о влиянии температурного режима воздуха на сезонные изменения в природе. Учащиеся знакомятся с основными понятиями фенологии, методикой проведения фенологических исследований; учатся определять сезонные стадии выбранных характерных растений, сравнивать полученные данные между собой, определять растения и типы облаков, анализировать температурные характеристики, делать выводы и умозаключения, приобретают навыки командной работы. 

Кейс «охотники за голосами» 

Наставник Т.В.Таций, МБУ ДО "ЦТРиГОШ"


Здесь учащиеся изучат способы определения птиц, 

научатся делать учёт птиц, пользоваться биологическими базами данных 

и попробуют создать свою экотропу «Охотники за голосами». 



Очередной стоп-кадр

"...Август старается, нам угождает... 

Осень с усмешкой за ним наблюдает..." 

 

Движение времени неумолимо, и все ярче признаки близкой осени...

15 августа - день очередного стоп-кадра. Лето уходит - это немного грустно... Но какими красками и природными дарами нас радует август :) 

Предметом отслеживания для стоп-кадра служит целый список растений, произрастающих на территории республики, но, конечно, в снимках участников преобладают доминирующие растения их местности: береза, лиственница, рябина, боярышник, смородина. 



 Торопя уходящее лето, осень уже брызнула своими огненными красками на листву голубики, на сочные ягоды, манящие своей спелостью, кинула желтый листок на шляпку проснувшегося грибка.... Ну как не восхититься кисточкой брусники, еще цветущими травами под ногами, еще зеленым покровом вокруг стальной глади северного озера...

Не только растения из списка стоп-кадра фотографировали наши участники. Многие просто запечатлели последние краски тающего лета.... 




Август... Первые признаки осени

Пакует чемоданы Лето: жару, цветы кладет в пакеты, 

И стопкой ровной после сушки – из одуванчиков подушки. 

Сложило бережно в кармашек: лягушек, бабочек, букашек, 

Жуков и мотылька ночного…— Пора! Я, кажется, готово! 

В кладовке – соки и соленья, и из смородины варенье. 

Мой поезд будет ровно в восемь. И не забудьте встретить Осень!

(Н.Волкова)





«Эллэйаада. Буотама-2020». Экспедиция юных орнитологов

Согласно плана работ научного отдела национального парка "Ленские столбы" совместно с Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН команда «Эллэйаада. Буотама-2020» учащиеся 7-8 классов Октемской средней школы им. Панкратия Ивановича Шадрина - Алексеев Артём, Ефимов Герман, Чувашов Роман и Федотов Пётр под руководством учителя- энтузиаста Ивановой Кристины Анатольевны с 13го по 18 июля участвовали в экспедиции по изучении орнитофауны нижнего течения реки Буотама. 

В ходе экспедиции школьников вместе с научным руководителем, студентом 3 курса Института естественных наук Лукиным Анатолием Родионовичем проложили пеший маршрут длиной 27 км., где собирали учебный и научный материал по изучению орнитофауны нижнего течения реки Буотама, родного края Хангаласского улуса. А так же провели наблюдение за хищными птицами, обитаемыми в данной местности. Проведены 16 часов стационарного наблюдения за беркутом, пустельгой, сапсанами


Эта экспедиция стала побудительным моментом для наших школьников в изучении орнитологии, а именно хищных птиц. Ребята для себя уже определили темы, по которым будут работать дальше и писать научные доклады, используя свои собранные материалы и исследования во время нашей дальней экспедиции по родному краю. 


 Кристина Анатольевна Иванова, руководитель команды  

Загрузить еще