Руководитель

научный сотрудник лаборатории исследований мамонтовой фауны Академии Наук РС(Я)

Эпоха мамонтов

Мамонты не напрасно считаются одними из самых знаменитых вымерших существ, они до сих пор остаются животными загадочными и таинственными.
Шерстистый мамонт достигал от 2.7-3.4 метра в высоту и весил от 6 тонн. Мамонт был хорошо приспособлен к холодной окружающей среде во время последнего Ледникового периода, он был покрыт мехом с наружным покровом из длинных волос (до 90 см.) и коротким подшерстком. Цвет шерсти варьируется от темного к рыжему.
Уши и хвост были короткими, чтобы минимизировать обморожение и потерю тепла, у него были длинные изогнутые бивни и четыре коренных зуба, которые заменялись шесть раз в течение жизни индивида. Наиболее крупные бивни из найденных до настоящего времени достигали длины 4,2 метра. Среда обитания мамонта - это степи, простиравшиеся в Сибири и Северной Америке.
Шерстистые мамонты, шерстистые носороги, степные бизоны… упоминания про этих некогда существовавших, действительно величественных животных ледникового периода, вызывает у людей нескрываемый живой интерес. Следует отметить, что интерес человека к живым существам достаточно силен с самого раннего возраста, и в течение жизни всегда находится где-то на поверхности сознания, но совсем другое дело обстоит с животными, исчезнувшими с лица Земли. Когда человек видит животное вживую в дикой природе или дома, на улице, когда может понаблюдать или даже потрогать, может возникнуть достаточно сильный и стойкий интерес, вызванный эмоциональным скачком. Однако проявить интерес к животным из рисунков и музейным экспонатам подрастающему поколению довольно сложно. Программа "Эпоха мамонтов"  направлена на развите интереса школьников к исследованию мамонтов, их эволюции, условий жизни, причин вымирания.
Программа включает в себя 2 этапа:
1-й этап (10-20 июня 2021 г.) – теоретическая часть (лекции);
2-й этап (10-20 сентября 2021 г.) – камеральная работа.
Что и когда делаем в ходе изучения программы, смотрим здесь 

Темы для исследований

....
...
...

Алгоритм работы над темой
Таблица 1. .....
Таблица 2. .....



Список учебно-методических материалов:
1. Мащенко Е.Н. Потапова О.Р., Боескоров Г.Г., Харламова А.С., Протопопов А.В., Плотников В.В., Климовский А.И. Павлов И.С., Колесов С.Д., Агенброд Л. Детеныши мамонта: свидетельства жизни ледниковой эпохи / [Е.Н. Мащенко, О.Р. Потапова, Г.Г. Боескоров и др. : ред.: к.б.н. Е.Н. Мащенко, к.б.н. А.В. Протопопов] ; Акад. Наук Респ. Саха (Якутия), Прогр. исслед. Мамонтовой фауны. – Якутск : Алаас, 2015. – 104 с.
2. Протопопов А.В., Павлов И.С., Плотников В.В., Боескоров Г.Г., Мащенко Е.Н., Колесов С.Д., Климовский А.И. Атлас-определитель крупных млекопитающих мамонтовой фауны Якутии / [А.В. Протопопов, И.С. Павлов, В.В. Плотников и др. ; ред. : Г.Г. Боескорова, д.б.н., Е.Н. Мащенко, к.б.н.]. – Якутск : Алаас, 2016. – 72 с.
3. Мащенко Е.Н., Боескоров Г.Г., Протопопов А.В., Плотников В.В., Климовский А.И. Павлов И.С., Колесов С.Д., Тихонов А.Н., Протопопова В.В. Мамонт и другие древние животные Сибири: энциклопедия - Якутск : Бичик, 2018. - 108 стр
4. Angela Von Den Driesch. 1976, "A Guide to the Measurement of Animal Bones from Archaeological Sites" Peabody Museum of Archeology and Ethnology Harvard University, Cambrindge, Massachusetts 02138, USA. - 137 p.