Руководитель
научный сотрудник лаборатории криогенных ландшафтов Института мерзлотоведения СО РАН
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/6c883e426ab56bed01a797bc29e09fc4.png)
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/34fdaf1f2fcd0e1fd6cfeba49a5ea1e5.png)
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/26217615099b46ca6fdeb4085571343c.jpg)
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/bb51f8a2757798f92707cceac44b1bf4.jpg)
Погода и климат
Погода и климат всегда играли огромную роль в жизни человека. Когда пойдет дождь, будет ли завтра сильный ветер, много ли будет снега этой зимой, надо ли бояться заморозков – эти и многие другие вопросы, касающиеся погоды, волновали наших предков. Природа испытывала человека на прочность, подбрасывала все новые задачки, и чтобы выжить в этом непростом мире, человеку пришлось накапливать знания. От отца к сыну, от деда к внуку передавались народные приметы, и люди с особенным, пытливым умом пользовались уважением среди своих соплеменников. На разных этапах истории человечества их называли колдуны, шаманы, жрецы, ученые.
Прошли века, но знания о погоде и климате все так же актуальны. Людей, которые умеют собирать данные и использовать их для прогнозов погоды и прогнозов изменения климата, мы называем метеорологами, аэрологами, синоптиками, климатологами.
Чем они занимаются, как собираются данные о погоде и климате, где они хранятся, можете ли вы их использовать и как это сделать? Об этом наш курс «Погода и климат» в рамках «Научного лета-онлайн». Присоединяйтесь к нам, чтобы узнать много интересного о мире, в котором вы живете.
Цель освоения программы: формирование у школьников начальных знаний о погоде и климате
Задачи программы:
- Ознакомление учащихся с основами знаний о погоде и климате, факторами и процессами, их формирующими;
- Обучение практическим навыкам проведения простых метеорологических наблюдений;
- Формирование навыков поиска метеорологической и климатической информации в интернете, использования специализированных сайтов для проведения научно-исследовательской работы в области метеорологии и климата;
- Формирование навыков представления результатов научно-исследовательской работы в области метеорологии и климата.
Программа рассчитана на 60 часов, в ходе которых предусмотрено сочетание теории и практики. Запланировано поэтапное проведение исследований: подготовительный (1-й этап); сбор материала в полевых условиях (самостоятельно); обобщение, обсуждение и выводы, подготовка и защита доклада (2-й этап).
По окончании курса вы будете
Знать: Значение погоды и климата для человека и биосферы в целом. Строение и основные свойства атмосферы Земли. Тепло- и влагооборот на планете. Формирование облаков, виды облачности. Возникновение и развитие циклонов и антициклонов. Атмосферные фронты, их виды и погода в них. Понятие о прогнозе погоды. Основные характеристики климата Якутии. Источники достоверных данных о погоде и климате.
Уметь: проводить простые наблюдения за погодой; использовать ресурсы интернета для получения достоверной информации о погоде и климате;
Владеть навыками сбора, обобщения и анализа полученной информации; представления ее в форме научного доклада и презентации.
Погода и климат
Фенология родного края:
Ботанические исследования:
Зоологические исследования:
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/9b558ef7a69aed3e1cc87f476d9be439.png)
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/fc8977c104ada95014d7b8e3129f15b7.png)
Литература и ресурсы для изучения:
Методические указания:
Визуализация прогноза погоды:
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/6e3339b064ce54d17a23e79dae879c5e.png)
![](/uploads/s/b/g/p/bgp93iiq5dyg/img/autocrop/f98d02ba5596f2d8ad36a9dcfdd0a155.png)