"мы вас очень ждем!"
Итоги проекта "Научное лето онлайн" 2024
“Без новых компетенций развитие республики невозможно. Подобные начинания помогут нам достичь главного - чтобы наши дети вырастали умными, прогрессивными людьми, от которых будет зависеть поступательное движение вперед нашей республики."
А.Николаев, Глава Республики Саха (Якутия
15 ноября 2024 г. состоялось торжественное онлайн закрытие очередного сезона сетевого исследовательского проекта "Научное лето онлайн". По доброй традиции на онлайн-конференции собрались не только участники проекта. Приветствовать и поздравить юных исследователей и их научных наставников пришли почетные гости: Иннокентий Анатольевич Афанасьев, заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия); Джулустан Иванович Хон, исполняющий обязанности министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия); Николай Николаевич Харбин, глава муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия); Василий Климович Павлов, ректор ГАНОУ РЦ РС(Я) «Малая академия наук» Республики Саха (Якутия); Оксана Васильевна Янцер, директор ФГАОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», доцент кафедры географии, методики географического образования и туризма, руководитель проекта «Окружающий мир» Русского географического общества; Анна Сергеевна Сыромятникова, специалист по проектной работе регионального отделения «Движение первых» Республики Саха (Якутия); Туйаара Николаевна Карташова, временно исполняющий обязанности начальника МКУ «Управление образования Олекминского района» Республики Саха (Якутия).⠀
От имени юных исследователей выступили участницы нескольких сезонов проекта - выпускница Петропавловской СОШ Усть-Майского улуса Бариева Алла и ученица школы №35 г.Иркутска Чумак Анна. С теплыми словами поздравления ко всему нашему детско-взрослому сообществу обратилась Алена Николаевна Сыромятникова, директор Эколого-биологического центра Томпонского района.
Во всех приветствиях и выступлениях сквозила одна мысль - как важно любить и изучать свой край, бережно относиться к нашей земле и природе, и как важно прививать эти качества с детства.
"С 2020 года вы провели много летних дней, полных увлечения, открытий и научных исследований. Этот учебно-исследовательский проект воспитал в вас любовь к малой родине, природе, науке. Ваши исследования не просто обогатили ваши знания, но и внесли важный вклад в изучение родного края. Ведущие ученые и педагоги Якутии стали вашими наставниками, и благодаря их поддержке многие из вас погрузились в настоящий мир науки. Вместе вы исследовали природу, изучали окружающий мир и делились своими открытиями друг с другом. Уверен, что полученные знания и навыки станут основой для ваших будущих успехов и многие из вас продолжат свою исследовательскую деятельность" - отметил Иннокентий Анатольевич Афанасьев.
Джулустан Иванович Хон в своем приветствии подчеркнул важность экологического образования сегодня, сохранения нашей природы, воспитания бережного к ней отношения с малых лет и выразил надежду, что "ребята, которые ежегодно проходят такие интересные исследования - это наши будущие сотрудники, экологи, рабтники лесного, водного хозяйства".
Итак, позади уже пять лет - пять сезонов увлекательных и полезных школьных каникул, наполненных захватывающими экспедициями, походами, наблюдениями за многообразным миром природы, общением с интересными людьми. Пять летних каникул подряд, которые принесли неожиданные открытия в окружающем нас мире, обретение новых знаний и умений и, конечно, новых друзей. Оглянемся, окинем их взором.
Время бросает новые вызовы образованию в целом, отвечая на них, важно не только осваивать новое, но и опираться на накопленные опыт и традиции, и на данный момент «стоит задача – вернуть передовой край науки, техники, искусства в систему дополнительного образования» (А.Леонтович).
Эти задачи и решает сетевой исследовательский проект "Научное лето онлайн".
В течение летних каникул школьники проводят биологические, экологические, географические и палеонтологические исследования по 11 направлениям. Исследуя природу своих окрестностей, ребята под руководством ведущих ученых республики, педагогов-наставников и волонтеров-родителей пишут Летопись природы Якутии.
Объединить юных исследователей в одну сеть и провести научную экспедицию одновременно по всей территории республики по общим темам и едиными методами для создания Летописи природы Якутии - в этом заключается уникальность идеи проекта. Его цель - расширить возможности и условия для вовлечения детей отдаленных сел и малых городов в исследовательскую деятельность, приобщения к естественным наукам, воспитания любви к родному краю, развития важных для жизни умений через самостоятельные исследования природы своей местности. В ходе проекта сложилось детско-взрослое научное сообщество, основанное на идеях научного волонтерства и наставничества.
Организаторами проекта являются Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей Республики Саха (Якутия) ГАУ ДО РС(Я) "Малая академия наук РС(Я)" и МБУ ДО "Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников" МР «Олекминский район» РС(Я) при поддержке Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия).
Авторский коллектив программы проекта - представители образовательных, научных и природоохранных структур республики, в числе которых: Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. М. Г. Сафронова ФИЦ ЯНЦ СО РАН, Институт мерзлотоведения им. П.И.Мельникова СО РАН, Научно исследовательский институт прикладной экологии Севера им. Д.Д. Саввинова Северо-Восточного федерального университета, ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский».
Идея такой масштабной научной экспедиции и создания летописи природы силами школьников объединила вокруг себя разные структуры. Партнерами проекта стали: НО «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)»; Академия наук РС(Я), научные институты и учреждения республики, ЯО Русского географического общества; Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне»; Региональное отделение по Республике Саха (Якутия) Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых». Информационную поддержку осуществляет республиканское Детское издательство «Кэскил».
Какие задачи решает проект?
Прежде всего образовательные – он направлен на развитие целого веера навыков: исследовательских, сетевого взаимодействия, цифровой грамотности. У ребят есть возможность опробовать себя в настоящем исследовании, «потрогать руками» профессию ученого-исследователя, поработать в разновозрастной команде, пообщаться с ведущими учеными республики.
В ходе проекта ребята осваивают исследовательские методики и инструменты исследования, развивают личностные качества: наблюдательность, внимательность, упорство, аккуратность и точность, умения эффективно взаимодействовать в разновозрастной команде и презентовать результаты своих исследований.
Как все происходит?
Основной площадкой взаимодействия участников является сайт проекта и мессенджеры. У ребят имеется доступ к теоретическим материалам через онлайн библиотечку юного исследователя. Во время образовательного интенсива проходит научный видеолекторий руководителей выбранного направления, затем – полевой сезон сбора материалов. В течение всего сезона проходят онлайн-лекции, индивидуальные онлайн консультации, очные занятия, работа на стационарных площадках, маршрутное обследование, экскурсии, практические полевые исследования. Завершается сезон осенью онлайн защитой исследовательских проектов.
Кто наши юные исследователи и участники?
За пять лет более 1500 школьников из 26 районов Якутии стали участниками сетевого исследовательского проекта “Научное лето онлайн” и прошли обучение по 11 направлениям. К 2024 году география проекта расширилась и включает 5 регионов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Иркутская область, Омская, Архангельская область и г. Москва. Наши юные исследователи - это школьники городских и сельских школ, воспитанники учреждений дополнительного образования. Рядом с ними - их наставники-взрослые - родители, педагоги, ученые. Большинство участников составляют школьники и педагоги сельских образовательных учреждений.
Что же в итоге дает проект?
Равные возможности в дополнительном образовании городских и сельских школьников; возможность интеграции общего и дополнительного образования; реализации индивидуальных образовательных потребностей.
Партнерство – создано детско-взрослое сетевое сообщество научных волонтеров на основе партнерства учреждений общего образования, научных, природоохранных и общественных структур.
Развитие - навыков и личностных качеств человека XX века, веера компетенций, исследовательского поведения, экологического сознания, освоение научных методов познания мира.
Опыт - полевых исследований, опыт работы с научными данными, взаимодействия в разновозрастной команде; использования цифровых технологий и онлайн инструментов для образования и презентации результатов своего исследования.
Научное лето онлайн-24 закрытие пятого сезона
Обработка видео...
Фотоальбом проекта "Научное лето онлайн" 2020 - 2024
За пять лет проекта “Научное лето онлайн” ребятами защищены более 400 исследований. Первые шаги публичности: ряд статей опубликован в выпусках журнала “Юный ученый”, подготовлены сборники работ участников проекта. И конечно, заслуженные победы в различных научно-практических конференциях, конкурсах Международного, Всероссийского и регионального масштабов, научных чтениях.
Кроме летних исследований за пять лет Научного лета ребята стали участниками интересных событий. Среди них: встреча Главы Республики Саха (Якутия) А.С.Николаева с участниками школьных экспедиций и летних исследовательских онлайн проектов Малой академии наук РС(Я); телемост «Калининград - Камчатка: Банк идей (онлайн проектных смен)», который объединил школьников и педагогов и видных представителей образовательных систем и организаций Санкт-Петербурга, Севастополя, Калининградской, Тамбовской области, Приморского и Камчатского края, Чеченской Республики, Республики Саха (Якутия). Команда «Научное лето онлайн» заняла первое место и стала победителем в номинации «Комплексные исследования» Всероссийского фестиваля краеведческих объединений КраеФест - 2021! Юные исследователи Якутии вошли в число лучших команд детских объединений юных краеведов Российской Федерации.
В 2022 году проект стал лауреатом Национальной премии им. В.И. Вернадского в номинации «Просвещение как путь к устойчивому развитию».
Сетевой проект «Научное лето онлайн» вошел в проект Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) «Эффективная школа Якутии»
Агентством стратегических инициатив (АСИ) проект «Научное лето онлайн» рекомендован к тиражированию опыта и размещен на цифровой платформе АСИ, обеспечивающей обмен и распространение результативных практик (практика № 33 241).
Опыт по реализации проекта “Научное лето онлайн” послужил основой для разработки инновационного проекта “ЭКОС” - создание сети детского экологического мониторинга в Олёкминском районе Республики Саха (Якутия).
А главное - проект позволяет вовлечь школьников в реальное дело, дающее навыки и опыт, важный для учебы, для жизни, для будущего выбора профессии. И подтверждением этому стали слова Розалии Никифоровны Ивановой, научного сотрудника лаборатории криогенных ландшафтов Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН: "Мы рады, что вы проявляете такой интерес к науке. Очень надеемся, что ребята продолжат свою работу не только в школе, но и выберут свои будущие профессии, связанные с нашими направлениями. Поверьте, мы вас очень ждем!"
В завершении церемонии закрытия пятого сезона проекта научные консультанты одиннадцати исследовательских направлений, эксперты огласили результаты защиты работ юных исследователей, которая состоялась совсем недавно.
Смотрим итоги по ссылке: